Ленточный фундамент под гараж своими руками

Разновидности фундаментов

В большинстве случаев гаражи имеют не более одного этажа, поэтому весовые нагрузки на основные конструкции совсем невелики.

Ленточный фундамент – популярный вариант монолитного сооружения простого устройства. Используют при строительстве гаражей с подвалами. В качестве основного материала применяют бетонную заливку или различные виды стеновых камней:

Фундамент из шлакоблоков

Достоинства: высокая прочность, долговечность, низкая стоимость, простота строительных работ.

Из минусов: большой вес, плохая теплоизоляция.

Фундамент из блоков ФБС

Достоинства: хорошая устойчивость, конструктивная надежность, возможность строительства на любом грунте, высокая скорость возведения.

Недостатки: большой вес каменных элементов, требующий применения спецтехники.

Фундамент из газосиликатных блоков под гараж

Плюсы: экологичность, долговечность, морозоустойчивость, простой монтаж, быстрое возведение, доступная цена.

Недостатки: хрупкость, высокая паропроницаемость.

Фундамент из пеноблоков под гараж

Достоинства: долговечность, небольшой вес, привлекательная цена.

Недостатки: низкая прочность, вероятность усадки, дающей трещины.

Свайный фундамент – сложная конструкция из прочных стоек, обвязанных арматурой и соединенных между собой ростверком (горизонтальной бетонной балкой). Дорогостоящая конструкция применяется при наличии сложного грунтового рельефа.

Плавающий (плитный) фундамент – бетонная каркасная конструкция малого заложения (200–300 мм). Высокая стоимость расходных материалов окупается быстрыми темпами возведения.

Глубина заложения фундамента

Грамотная постройка гаража невозможна без учета климатических особенностей местности.

Показатель глубины промерзания грунта дает справочная литература, которую легко найти в интернете. Например, на территории Москвы в зависимости от вида почвы норматив составляет 135–200 см, в Санкт-Петербурге 116–171 см, в Вологде 150–221 см. От полученных данных отнимают 20 %, это и будет рекомендуемое заглубление.

Второй параметр, влияющий на правильную закладку – уровень грунтовых вод. Чем он выше, тем мельче следует делать заглубление фундамента. Если нет желания анализировать состояние грунта, то можно принять за норму средний показатель 100 см.

Как правильно под гараж залить фундамент

Работа с бетонным раствором требует устройства опалубочной системы. Строительная коробка позволяет сформировать жесткую ленточную конструкцию заданной формы.

Опалубку делают из отдельных досок, закрепленных гвоздями на опорных стойках. Это самый дешевый способ, его легко освоить самостоятельно. Воспользовавшись готовыми деревянными щитами или фанерными листами, можно ускорить процесс создания короба, хотя стоить это будет несколько дороже первого варианта. Главное требование к опалубочной системе – идеально ровные и гладкие поверхности с полным отсутствием щелей.

Для упрочения фундамента и придания ему жесткости используют армирующие элементы (стальные прутки), связанные между собой.

Подготовленную бетонную смесь (цемент М-300 или М-400) заливают в опалубку на песчаную подушку, подготовленную заранее. Процесс осуществляют в несколько этапов. Толщина слоя не должна превышать 300 мм. Каждая последующая заливка делается только после высыхания предыдущей. После полного отвердевания раствора опалубочные щиты демонтируют.

Как сделать ленточный фундамент под гараж своими руками

  1. Построить чертеж будущего строения с учетом всех габаритов и объемов.
  2. На основании данных сделать разметку участка.
  3. Произвести земляные работы, постоянно контролируя глубину и ширину рва.
  4. В готовую траншею засыпать подушку из щебня и песка, слегка увлажнить ее и хорошо затрамбовать.
  5. Замесить цементно-песчаный раствор в соотношении 1:2.
  6. Укладывать блоки или каменные элементы ровными рядами, соединяя их приготовленным составом.

Свайный фундамент

Свайно-винтовой фундамент

Что же делать тем автовладельцам, чей участок оказался в месте зыбкого и неустойчивого грунта?

Твердая основа может располагаться довольно глубоко,поэтому затраты на фундамент могут оказаться большими.

В таких случаях нужно внимательнее изучить свайный тип основания, на котором можно хорошо обустроить металлический гараж.

По стоимости он обойдется недорого и качество такого фундамента достойное.

По общим свойствам свайный тип основания отличается длиной своих «ног», которые могут достигать 20метров. Благодаря им конструкция стабильно удерживается при негативном воздействии сезонных колебаний зыбкого грунта.

Есть различные конструкции свай, отличающиеся механизмами защиты установленного на них сооружения от движения грунта. Вторая классификация этого типа фундамента основана на разных методах установки их в почвенный покров. Существуют такие варианты их монтажа:

  • Буро-забивной способ создания опор. Вначале устраивают яму  под каждую сваю при помощи бура или ручным способом, а затем туда закладывают готовые элементы или заливают арматурный каркас и заливают бетон.
  • При помощи специального оборудования производят забивание заостренных столбов до нужной точки. Установка производит сильный удар элемента об землю, который разрезает грунт острым концом и достигает указанной в проекте глубины.
  • Устройство винтовых свай. Название здесь говорит само за себя: элементы фундамента похожи на огромные шурупы, которые постепенно ввинчиваются в грунт автоматически или вручную.

Данный тип фундамента имеет много положительных сторон:

  • все элементы могут быть внедрены в грунт за очень короткий срок
  • земельные работы предельно минимальны
  • можно строиться в любое время года

В плане экономии стоит отметить свайно-ростверковый метод создания фундамента, но он трудоемкий и более длительный. По сравнению с возведением сооружения из готовых к сборке заводских элементов, который не построишь без специальной техники, свайно-ростверковый будет стоить в 2 раза дешевле.

Своими руками можно воздвигнуть и сваи из арматурного каркаса, а затем, когда он упрочнится, обустроить ростверк. Но останется зазор между землей и гаражом

Важно, чтобы такой тип фундамента из монолитного ростверка был установлен не менее 30 см от почвы, которая может подниматься на 15 см во время пучения

Свайно-ленточный

Если участок отличается высокой степенью насыщенности грунтовыми водами, то данный способ является оптимальным. Начинают с размещения свай под землей, а после их установки на поверхности по ним создают ленточный фундамент.

Данная технология имеет ряд плюсов:

  • небольшие трудозатраты
  • обустройство цокольного варианта фундамента защищает от ветра днище гаража

По сравнению с предыдущим этот вариант более выгоден именно в плане защиты пола металлического гаража, поэтому его более часто выбирают при создании основы под такую металлоконструкцию и другие легкие типы сооружений.

Свайно-винтовой

Эта методика обустройства несущего элемента под гараж не требует земляных работ. Сваи вкручиваются прямо в грунт и поэтому рыть ямы не нужно.При самостоятельном проведении работ можно вручную вкручивать элементы, длина которых не превышает 1 м., используя ключ или штангу.

Сегодня есть различные производители винтовых свай, которые адаптированы под разные грунты. Их можно приобрести в строительных магазинах для создания такого типа опорной конструкции.

Любая стройка требует соблюдения основных правил проведения работ. При закладке фундамента под металлический гараж ключевым моментом является тип и особенности грунта и правильно подобранная конструкция основания. Если эти нюансы учтены при возведении сооружения, то получится прочная и удобная постройка для размещения и обслуживания вашего автомобиля.

На видео можно посмотреть, как сделать основание для гаража своими руками:

Фундамент

Из каких материалов делают фундамент под гараж

В перечень материалов для сооружения плитной основы входят:

Инструменты для выполнения работ

  • бетонный раствор, изготовленный из гравия, портландцемента, воды и мелкого песка;
  • бетономешалка, позволяющая приготовить увеличенный объем раствора и повышающая эффективность перемешивания;
  • материалы, используемые для обеспечения тепло- и гидроизоляционной защиты монолитного фундамента;
  • влагостойкая фанера, доски и брусья, применяемые для сооружения опалубочной конструкции;
  • арматурные стержни с рифленым сечением, используемые для сборки силового каркаса;
  • отожженная проволока, необходимая для связывания арматурных заготовок в каркас.

Для выполнения работ также требуются следующие инструменты:

  • лопаты и ведра;
  • столярный инструмент для сборки опалубки;
  • приспособление для связывания проволоки;
  • вибратор для трамбовки бетонного массива;
  • строительный уровень;
  • болгарка, укомплектованная кругом по металлу.

Готовясь к выполнению строительных мероприятий, следует позаботиться о средствах индивидуальной защиты дыхательных органов, глаз и рук. Подготовив все необходимое, приступайте к сооружению плиты.

Выполнение работ по заливке фундамента

Ширина основания

Эта величина не может быть уже стены строения. Основными факторами в расчетах ширины фундамента, является общий вес конструкции и свойства почвы. В конечном итоге от ширины фундамента напрямую зависит площадь опоры всего строения на грунт, а это первостепенный фактор, который нужно правильно рассчитывать.

В данном случае принцип «чем шире – тем лучше» частично справедлив. Тем более, что при расчетах учитывают и сезонные нагрузки, которые изменяются, и иногда довольно в приличных пределах. Это величина снежного покрова, которая в некоторых регионах страны бывает не просто большой, а огромной. Если крыша гаража будет односкатной или иметь другой профиль, отличный от горизонтального, фундамент будет испытывать и ветровые нагрузки.

Кроме фундамента, продумать следует множество моментов: материал, из которого будет выполнена постройка, способ утепления или отопления гаража при необходимости. Также на выбор основания будет влиять местоположение гаража, ведь в том случае, если он имеет одну общую стену с домом или другой постройкой, тип фундамента может поменяться.

Сделать фундамент под гараж собственными силами – посильная задача

Важно предварительно подготовить не только необходимый инструмент и оборудование, но и пройти теоретическую подготовку. Большая масса печатных изданий и публикаций в сети посвящены самостоятельному устройству фундаментов под дом или гараж

Они содержат необходимые формулы и онлайн калькуляторы

Однако опыт и умение купить невозможно. Если нет уверенности, что стройка будет выполнена качественно от начала и до конца, тогда стоит доверить весь процесс бригаде специалистов. Это даст в дальнейшем гарантию того, что и автомобиль, и его хозяин проведут долгие годы в уютном и прочном гараже, которому не страшны внешние воздействия

Они содержат необходимые формулы и онлайн калькуляторы. Однако опыт и умение купить невозможно. Если нет уверенности, что стройка будет выполнена качественно от начала и до конца, тогда стоит доверить весь процесс бригаде специалистов. Это даст в дальнейшем гарантию того, что и автомобиль, и его хозяин проведут долгие годы в уютном и прочном гараже, которому не страшны внешние воздействия.

Удачного вам строительства!

Фундамент – основа основ

Пеноблок сравнительно легкий материал, поэтому потребность в сооружение заглубленного и тяжелого фундамента отпадает. Но не только вес материала влияет на выбор того или иного типа фундамента. Более важным критерием является тип и свойства грунта на месте строительства. Например, если уровень залегания грунтовых вод в вашей местности находится ниже отметки 2–2,5 м, а грунт при этом непучинистый однородный и плотный, то можно построить легкий ленточный фундамент, глубиной до 0,5 м. Совсем другая ситуация возникает при пучинистом грунте, ведь придется сооружать монолитный фундамент. Это объясняется особенностью блоков, которые плохо переносят нагрузку на изгиб. Вследствие этого пеноблок лопается, а сама постройка разрушается. Во избежание этого стены выкладываются на монолитной плите, которая «плавает» в грунте вместе со всей постройкой.

Для примера рассмотрим строительство ленточного фундамента, глубиной 0,8 м. Работы выполняются в следующем порядке:

  • Прокапывается траншея глубиной 0,8 м. Ширина равная пеноблоку (200 мм) и добавить 150 мм, в итоге толщина фундамента равняется 350 мм.
  • Дно траншеи следует тщательно утрамбовать.
  • После этого засыпается песчаная подушка, состоящая из 100–150 мм песка и 70–100 мм щебня. Каждый слой также трамбуется.
  • Для фундамента устанавливаете опалубку.
  • В траншею необходимо поместить сваренный или соединенный вязальной проволокой каркас из арматуры. В результате вы изготовите каркас для ленточного фундамента.
  • Далее необходимо залить фундамент бетоном, за один раз и основательно провибрировать.

Пока бетон сохнет, можно приступить к изготовлению смотровой ямы, если это предусмотрено проектом.

Виды гаражных фундаментов

Гараж относится к легким постройкам, поэтому для него можно строить любое основание. Чаще всего обустраивают три основных вида:

  • Ленточное основание заглубленного или мелкозаглубленного типа. Первый тип фундамента закладывают в том случае, когда планируется обустроить в гараже подвал или смотровую яму.
  • Столбчатый фундамент возводят, когда хотят поднять пол гаража. Однако в этом случае нет возможности для строительства смотровой ямы.

Виды фундамента для гаража

Монолитное плитное основание является идеальным решением проблем, возникающим при строительстве гаража на подвижных и пучинистых грунтах. Для любой конструкции гаража такой фундамент выступает в роли напольного покрытия.

Обустройство ленточного основания

Наиболее популярным типом оснований является ленточный, который может выполняться как мелко заглубленным, так и глубоким.

Можно сделать ленточный фундамент под гараж своими руками одним из перечисленных способов:

  1. Заливка бетонной смеси с равномерным армированием — наиболее простой метод обустройства основания. Минусом такого способа является длительный период застывания бетона, что значительно удлиняет сроки строительства.
  2. Установка сборных фундаментных блоков (ФБС). Сборные блоки обладают большой прочностью и несущей способностью. По своим техническим характеристикам такая система не уступает монолитной плите. Она не подвержена воздействию климатических факторов, обладает высокой морозостойкостью и долговечностью. Большой сегмент размеров позволит подобрать блоки, которые обеспечат требуемые технические характеристики. Минус такого способа — необходимость специального транспорта для транспортировки и укладки блоков, ввиду их большого веса и габаритов.
  3. Укладка бута с заливкой его бетоном. Позволяет сэкономить на цене материалов, поскольку основную часть объема занимает природный камень, цена которого значительно ниже бетона или блоков. При этом обеспечивается значительная прочность и долговечность конструкции. Недостаток способа — поиск специалиста с соответствующим опытом укладки природного камня и квалификацией. Также довольно долгий процесс укладки бута и застывания бетона, который выступает связывающим материалом.
  4. Установка шлакоблоков, пеноблоков или газосиликатных блоков. Лента основания, выполненная из шлакоблоков, отличается значительной прочностью и простотой монтажа, однако имеет плохую теплоизоляцию. Из-за этого система будет нуждаться в дополнительном утеплении, что увеличит затраты на строительство. Газосиликатные блоки обладают высокой устойчивостью к низким температурам, однако имеют невысокую прочность, поэтому подходят только для строительства мелко заглубленных конструкций. Фундамент для гаража из пеноблоков обладает малым весом и низкой ценой, также отличается низкой прочностью, склонностью к усадке. Такой метод может применяться исключительно для возведения легких каркасных сооружений, устанавливаемых на твердых непучинистых почвах.

Вне зависимости от вида выбранных блоков, их укладывают в шахматном порядке и соединяют друг с другом при помощи цементно-песчаного раствора.

Определение размеров

Расчет размеров основания должен обеспечить равномерное распределение нагрузки по всей поверхности несущей конструкции. В противном случае возможна его деформация и разрушение строения.

Глубина конструкции зависит от степени промерзания грунта. Она должна быть примерно на 20% больше этого показателя для конкретного региона. Поэтому, в районе, где зимой земля промерзает на 1 м, заглублять фундамент под гараж следует хотя бы на 1,20 м.

Мелко заглубленные конструкции закладывают в среднем на 50-80 см. Для них обязательно нужно делать подушку из песка и щебня. Уложить слоями по 20 см, плотно утрамбовать. Для проблемных почв основание заглубляют на 1-1,5 м.

Для свайных конструкций длину столбов принимают равной глубине промерзания плюс 1,5 м. Их количество зависит от типа почвы и рельефа. Рассчитывается так: по одной свае ставится в каждый угол. Остальные равномерно распределяются по периметру с интервалом 1-2 м.

Площадь основания определяют по формуле S=U/R, где S — это площадь фундамента, U — максимально допустимая нагрузка, R — показатель сопротивления почвы. Данные для расчетов можно найти в специализированных таблицах. Площадь подбирается таким образом, чтобы нагрузка на каждый квадратный сантиметр не превышала 2 кг. Зная площадь и длину периметра, вычисляют минимально необходимую ширину ленты.

Толщина ленты основания должна быть на 20-30% больше, чем толщина стен, которые на ней будут возведены. Чем больший вес имеет материал стен, тем большую ширину ленты следует делать. Для конструкций из бетона и кирпича ширина ленты должна на 30-40 см превышать ширину стены постройки.

Самый бюджетный вариант

Пеноблоки дешевы и имеют малый вес

Самый бюджетный вариант строительства гаражного фундамента – фундамент из пеноблоков. Относительная дешевизна нового строительного материала и его несомненные плюсы – небольшой вес, прекрасные теплоизоляционные свойства, выверенная и правильная геометрическая форма делают материал востребованным и применяемым в последние несколько лет.

Особенно актуально использование пеноблокового фундамента в случаях, когда нужно сократить бюджет на строительство или быстро произвести постройку, используя такие же новые и легкие современные строительные материалы. О том, как возвести пеноблоковый фундамент, смотрите в этом видео:

У него есть и свои минусы – при горении он выделяет опасные вещества, и после пожара ремонту не подлежит, а чтобы на нем не собирался конденсат, нужно делать дополнительную гидроизоляцию. Выбор материала остается за застройщиком, и особенно настоятельные советы тут давать не приходится.

Постройка гаража должна в любом варианте производиться с фундаментом, потому что надежное основание дает неоспоримые преимущества, которые нельзя не учитывать. Широкий спектр предлагаемых строительных материалов и бюджетные варианты постройки позволят сделать автодом защищенным и удобным строительным сооружением.

Стоимость хорошего автомобиля, который могут повредить природные условия, или ненадежно обустроенное сооружение, намного превышает затраты, которые помогут сделать автодом гарантированно устойчивым.

Завершающие этапы работы

После заливки ленту накрывают полиэтиленом, защищая от палящих лучей солнца. Первые три дня каждые 4 часа производят полив водой из шланга. Затем 7 дней поливают трижды в сутки, после чего опалубку снимают и выдерживают ленту в открытом виде до полного затвердения, которое считается завершенным через 28 дней после заливки.

Готовую ленту гидроизолируют битумной мастикой или горячим гудроном, при необходимости устанавливают утеплитель (это рекомендуется делать при наличии подвала). Засыпку пазух траншеи производят после гидроизоляции и монтажа утеплителя.

Затем заливается отмостка, перекрывающая доступ к ленте дождевой воды.

Проектирование – вначале строим на бумаге, а потом на стройплощадке

Начинать работу желательно с подготовки проекта. Составьте хотя бы простенькую схему с указанием размеров конструкции. Затем посчитайте необходимое количество строительных материалов. При расчете ленточного основания учитывайте следующие моменты:

  • ширина основания должна быть сантиметров на 10–20 больше ширины стен;
  • фундамент должен возвышаться хотя бы сантиметров на 20 над уровнем грунта.

Чтобы посчитать объем раствора для ленточного фундамента, сложите общую длину стен, затем умножьте полученное значение на ширину ленты и глубину фундамента. К полученному значению прибавьте несколько процентов запаса. Чтобы рассчитать объем бетона для плитного фундамента, умножьте площадь будущего гаража на высоту фундамента (25–30 см).

Имейте в виду, что помимо бетона вам понадобятся и другие материалы:

  • Песок и щебень – около 15–20% от объема бетона для создания подушки.
  • Арматура или арматурная сетка – длина продольной арматуры должна примерно в 5 раз превышать общую длину стен. Кроме того, понадобится поперечная арматура, которая устанавливается с шагом около 40 мм. Если фундамент плитный, площадь сетки должна соответствовать двум площадям строения, так как укладывается она в два слоя.
  • Рубероид или другой гидроизоляционный рулонный материал, а также битумная мастика.

Определившись с нюансами основания и количеством материалов, можно делать закупку и переходить к практической части.

Подготовительные работы

Участок, где вы будете возводить гараж, необходим ровный, без мусора. Желательно убрать плодородный слой почвы. После подготовки участка начинают разметку. Сверяясь с планом, по шнуру отбивают края фундамента. Когда будут забиты колья, и по ним протянется верёвка, проверяют геометрию будущего фундамента (замеряют диагонали – они должны быть одинаковыми). Проверьте углы – у всех них должно быть точно 90 градусов, с неправильными углами у вас получатся неровные стены гаража.

Безошибочно рассчитать глубину фундамента помогут несколько советов:

  • Если в зимний период почва на участке промерзает не глубоко, то можно закладывать фундамент на глубину 40 см и столько же приготовить для песчаной подушки;
  • Для суглинистых почв и глины нужно заглублять фундамент на 1,5 м, чтобы он не разрушился по вине динамичных качеств такого грунта;
  • На песках траншею роют на глубину 80 см – на таком грунте пучинистых процессов не бывает.

Выполнение разметки под основание гаража

Определив тип фундамента для гаража, необходимо провести разметку участка под строительство. Работа выполняется в следующем порядке.

Подбор инструментов

Чтобы безупречно выполнить разметку фундамента под гараж, нужно приготовить набор инструментов:

  • Веревку или шнур.
  • Рулетку.
  • Строительный уровень.
  • Деревянные колья или отрезки арматуры.

С помощью этого набора можно точно и быстро провести разметку основания.

Подготовка участка

Перед тем, как приступить к разметке, необходимо подготовить место. Участок очищают от лишней растительности и мусора. Площадь тщательно выравнивают.

Нанесение разметки

В соответствии с планом будущего гаража определяют расположение правого переднего угла. Здесь забивают первый колышек.

Далее натягивают шнур, определяя направление передней стены гаража. На шнуре отмечают расстояние, равное длине этой стены, и ставят еще один колышек.

Теперь от обеих отметок натягивают веревки, перпендикулярно первой линии. На них отмеряют расстояние, равное длине боковых сторон. Здесь ставят третью и четвертую отметку.

В результате должен получиться прямоугольник. Чтобы проверить правильность разметки можно воспользоваться двумя способами:

  1. Измерить диагонали прямоугольника. Они должны иметь равную длину.
  2. От угла отложить расстояние 3 м в одну сторону и 4 м в другую. При правильной разметке расстояние между точками будет равно 5 м. Аналогичную проверку необходимо выполнить на каждом углу.

Влияние типа грунта на фундамент

Пылевые и мелкие песчаные грунты, суглинки и супеси относятся к типу слабых грунтов. Они могут раздвигаться, менять положение под влиянием тяжёлых нагрузок от вышестоящих объектов. Песок, состоящий преимущественно из пылевых иди мелких частиц, мелкие или порошковые суглинки и супеси нуждаются в дополнительном уплотнении. Уплотнять грунт нужно в уже вырытом котловане или траншее.

Для уплотнения песчаных пород используются виброплиты, они понижают слой грунта на 0,5 м, при необходимости пользуются тяжёлыми самоходными плитами, которые уплотняют грунт на 1м. Суглинки, супеси и другие слабые грунты уплотняют посредством трамбования. В зависимости от ширины и необходимого размера усадки при трамбовании грунта, процесс производится с помощью гладких или кулачковых катков, пневматических или дизельных трамбовок. Большинство слабых грунтов (кроме тиксотропных) не задерживают влагу, поэтому, после их утрамбовки, возможно возведение любого типа фундамента.

Средний и гравелистый песчаный грунты способны выдержать даже очень массивный фундамент и всю конструкцию здания. Они не нуждаются в уплотнении. Пригодны для постройки любого фундамента.

Обломочные и скальные грунты — самые прочные грунты. Они не склонны к смещению, не размываются, не подвержены морозному пучению. Способны выдержать огромный вес здания, благодаря лучшей, среди других грунтов, несущей способности.

Глиняные грунты — самые проблемные для постройки здания. Их главным недостатком является пучинистость. Влага, попадающая в грунт, не протекает свободно вглубь, а имеет свойство скапливаться в её слоях. Наступает холодное время года и, содержащаяся вода в грунте, замерзает. Согласно физическим свойствам, превратившаяся в лёд вода, расширяется. Почва увеличивается в объёме и давит на фундамент. Силы, оказывающие давление на фундамент, достаточно велики. Касательная сила пучения может достигать 5 тон на метр кубический.

Чтобы ограничить давление почвы на фундамент, можно заложить его ниже глубины промерзания. Силы пучения не будут давить на основания фундамента, но всё также окажут влияние на его стороны.

Можно не допустить замерзания грунта возле фундамента с помощью его утепления. Без образования льда грунт не расширится и не окажет давления на фундамент.

При необходимости можно применить достаточно дорогой способ — отвод воды. Дренажную систему располагают параллельно всем сторонам фундамента. Примерно в радиусе полметра роют дренажную канаву той же глубины, что и фундамент. Перфорированную трубу оборачивают фильтрующей тканью и под небольшим углом опускают на дно канавы.

А здесь статья про строительство гаража из шлакоблока.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий