Внутренняя отделка
Зачастую для внутренней отделки покрасочного бокса принято выбирать обшивку металлическим или пластиковым профнастилом. Такую поверхность легко обрабатывать, к тому же на светлых стенах сразу же будет заметна скопившаяся пыль. В идеале цвет покрытия должен быть матово-белым. Элементы декора в данном случае допускаются, придерживаться стандартной отделки необязательно:
- Цементно-песчаная штукатурка подойдёт для отделки стен небольшого гаража, реорганизованного под покрасочную камеру. Предварительно в данном случае стоит увлажнять поверхность из распылителя. Штукатурка будет действовать по принципу губки и свяжет пыль с водой, что обеспечит чистоту стен.
- ОСБ-плиты или металл будут способствовать накоплению пыли, полноценно удалить которую можно будет только посредством пылесоса.
- Пластиковые панели, в свою очередь, накапливают в 10 раз больше пыли, чем деревянные и металлические поверхности.
Приступаем к покраске
И вот, место подготовлено, оборудование установлено и наступает момент, ради которого все это создавалось – покраска.
Однако и тут есть к чему подготовиться, ведь порошковая покраска в домашних условиях не означает покраску в домашней одежде.
Самое важное при порошковой покраске своими руками это защита дыхательных путей и глаз. Для этого подойдет молярный респиратор и обычные, прозрачные, защитные очки
Эти меры предосторожности связаны со спецификой порошковой краски и ее способностью очень быстро заполнить все пространство вокруг себя, а ее попадание на слизистые оболочки — может привести к серьезным последствиям
Также имеет смысл защитить руки, для чего могут подойти даже медицинские перчатки
Эти меры предосторожности связаны со спецификой порошковой краски и ее способностью очень быстро заполнить все пространство вокруг себя, а ее попадание на слизистые оболочки — может привести к серьезным последствиям. Также имеет смысл защитить руки, для чего могут подойти даже медицинские перчатки. Также имеет смысл защитить руки, для чего могут подойти даже медицинские перчатки
Также имеет смысл защитить руки, для чего могут подойти даже медицинские перчатки.
В остальном все направлено на поддержание чистоты в помещении, поэтому рекомендуется использовать белый малярный комбинезон, а так же бахилы.
После облачения во все вышеуказанное, можно приступать к выполнению работы. В зависимости от материала, формы и размеров изделия — существуют определенные нюансы в работе.
Обычно они связаны с уровнем давления и с используемыми насадками для пистолета.
Например, порошковая покраска дисков своими руками — процесс очень легкий и требует скорее кропотливости и внимания к деталям, нежели особых навыков.
В этом плане проще всего работать с корпусом автомобиля – простые линии, большое пространство и в процессе окраски рука успеет привыкнуть и опыта будет достаточно для последующих экспериментов.
Еще один момент, который следует отметить, связан с областью применения порошковых покрытий.
Чаще всего требуется порошковая покраска металла своими руками, а любой металл — достаточно привередлив в плане обработки и покраски.
Перед началом подобных работ необходимо полностью избавить помещение от пыли, а так же использовать лампы дневного света закрытого типа.
Краска должна наноситься минимум в три слоя, притом — первый должен быть грунтовочным и иметь белый или черный цвет (выбор зависит от итогового цвета — будет ли он темный или светлый).
После полного высыхания грунтовочного слоя можно приступать непосредственно к покраске.
Использование порошковой краски для реставрации ЛКП автомобиля позволяет в результате получить качественное полимерное покрытие, которое помимо отличного вешнего вида характеризуется и повышенными защитными свойствами. Разработана данная технология нанесения покрытия еще в 50-х годах. В большинстве случаев, в отличие от стандартных эмалей, порошковая краска после нанесения поддается термической обработки в камере, расплавляясь, образует надежный защитный слой на металлических деталях кузова.
Нанесение краски происходит с помощью специального пистолета для порошковой покраски, который имеет свои особенности и отличия в сравнении с уже привычными для нас краскопультами для эмалей.
Сушка
В этом режиме вытяжной вентилятор отключается автоматически, и кабина функционирует в режиме рециркуляции, забирая с улицы 10−15% свежего воздуха, что предотвращает перенасыщение растворителями рециркулируемого воздуха, способного спровоцировать матирование лака и появления взрывоопасной смеси. Благодаря рециркуляции режим сушки весьма экономичен. Потребление электроэнергии в процессе низкое, а горючего расходуется 40%, если сравнивать с окраской.
При рециркуляции воздух идет через карманные фильтры, отвечающие за предварительную очистку, потолочные и напольные фильтры. При сушке воздух очищается от пыли также. Мощные вентиляторы поддерживают скорость движения воздуха практически на том же уровне, что и при окраске.
Комплектация агрегатного блока соответствует размерам камеры. Мощность горелки обеспечивает требуемые режимы работы на всем пределе годовых температур. Дизельная горелка обеспечивает нормальную работу при температуре снаружи -10−40 ° C .
Сушку принято производить при 60 ° C. При температуре больше 80 ° C может произойти обжигание краски.
Нагрев выше 60 ° C плохо переносят:
- Изделия из пластических материалов для комплектации кузова.
- Панели электронной аппаратуры и приборов.
- Авторезина.
- Детали мотора.
В качестве топлива чаще используется солярка или природный газ. Газ используется реже, так как небезопасен вдобавок индивидуальная газовая станция дорого стоит.
Комбинированная схема
Здесь устанавливается вытяжное устройство
Комбинированная вентиляция представляет собой (если так можно выразиться) расширенный вариант предыдущей схемы, а её применение позволяет избавиться от всех описанных ранее недостатков. По эффективности она, конечно же, уступает чисто механической (вытяжной) схеме, считающейся самым затратным вариантом. И, тем не менее, её выбор можно рассматривать в качестве компромиссного решения, устраивающего всех желающих иметь надёжную и не слишком дорогую вентиляцию.
Отличительной особенностью этой схемы является использование в ней приточного канала, построенного по принципу естественной вентиляции совместно с вытяжным устройством механического типа. Для её обустройства вам необходимо будет приобрести не очень дорогой вентилятор соответствующей мощности, а также специальные коммутационные устройства, обеспечивающие его подключение к гаражной электросети.
Специалисты считают, что при обустройстве вентиляции в стандартном гаражном строении среднего размера в вытяжном канале могут использоваться электрические вентиляторы мощностью порядка 100–150 Ватт. Их производительности вполне достаточно для того, чтобы обеспечить необходимую эффективность работы всей системы. Единственный активный узел комбинированной системы монтируется, как правило, на утепленном участке воздуховода (поблизости от стены или непосредственно на ней).
Что касается недостатков рассматриваемой нами системы вентиляции, то при их оценке лучше всего исходить из следующих соображений:
- Во избежание переохлаждения гаража в зимний период рекомендуется использовать в приточном канале систему задвижек, регулирующих объёмы поступающего воздуха.
- Зависимость функционирования системы от электросети, а также необходимость периодического обслуживания оборудования следует считать платой за возросшую эффективность воздухообмена.
- Для исключения необходимости постоянного контроля работы устройства вы можете слегка усовершенствовать его электрическую схему. Сделать это можно введением в схему питания вентилятора специального термостата, обеспечивающего работу устройства в автоматическом режиме.
Требования к помещению покрасочных камер
Помещение для покраски автомобиля
Среди требований, выдвигаемых к помещению камеры, стоит выделить следующие:
- В помещении обязательно должен очищаться воздух.
- Камера должна быть оснащена хорошим освещением, приближенным к дневному.
- Быстрый выход на заданную температуру и стабильность показателей в течение определенного времени – залог качественного результата.
- Воздух в помещении на входе и выходе должен очищаться.
- Покрасочная камера обязана быть безопасной и экономно расходовать электроэнергию, топливо, другие материалы.
Одним из основных требований считается выбор габаритов. От правильно выбранных размеров камеры зависит удобство работы и способность мастера расположить под рукой все необходимые инструменты.
Оборудование помещения и внутренняя отделка
Помещение для покрасочной камеры не требует особого расположения или специальных условий для построения. Отлично подойдет гараж или любой другой нежилой бокс с хорошим подъездом к воротам. Перед строительством требуется начертить подробный план, указав в нем вентиляцию и освещение.
Внутреннюю отделку рекомендуется делать, используя негорючие материалы. Для этой цели отлично подойдет металлопрофиль. Теплоизоляцию в покрасочной камере рекомендуется также оформить негорючим утеплителем, образуя эффект термоса.
Вентиляция помещения, очистка воздуха и сушка
В покрасочном боксе главный критерий для качественной работы – грамотная и бесперебойная циркуляция воздуха. Этот процесс обеспечивает:
- нагнетание воздуха в камеру с улицы после соответствующей фильтрации;
- клининг воздуха от излишков краски и лака;
- выброс переработанного воздуха наружу;
- повышение температуры внутри камеры до соответствующего предела (20-30 градусов);
- непосредственно сушка результата путем непрерывной циркуляции горячего воздуха.
Важно! Вентиляционная система должна полностью исключать «мертвые зоны» в покрасочном боксе. Перебои с воздухообменом могут стать причиной некачественной обработки изделия
Обустройство внутреннего пространства
Каким именно материалом можно покрыть поверхности стен? На протяжении многих лет использовалась вагонка. Специалисты не рекомендуют применять подобный отделочный материал, так как он быстро и легко воспламеняется.
В большинстве случаев при отделке помещения используют нержавеющий металл и негорючие изоляционные материалы. Подобное сочетание позволяет:
- Обеспечить требуемую герметичность.
- Обеспечить высокую степень пожарной безопасности.
- Создать наиболее благоприятные условия для проведения работ.
Не стоит забывать о том, что в помещении запрещается использовать материалы, которые могут собирать пыль.
Кроме этого, уделяется внимание выбору краски, которая будет применяться для окрашивания стен и потолка. Рекомендуется использовать порошковую краску белого цвета. Она обеспечивает правильную цветопередачу, что существенно упростит задачу по покраске автомобиля
Она обеспечивает правильную цветопередачу, что существенно упростит задачу по покраске автомобиля.
Правильное освещение
Самодельная камера для покраски автомобиля также должна иметь профессиональное хорошее освещение. В большинстве случаев проводится установка ламп дневного освещения. По заявленным требованиям, степень освещенности покрасочной камеры должна соответствовать 600−1000 люкс. При этом источники света должна быть правильно размещены в помещении.
К особенностям правильной организации освещения помещения для покраски транспортных средств можно отнести нижеприведенные моменты:
Наиболее удачным местом для размещения источников света принято считать потолок и верхнюю часть стен. Для того чтобы исключить вероятность появления бликов на поверхности, проводится установка нескольких дополнительных ламп вдоль стены. Они также обеспечат требующийся уровень освещения нижней части автомобиля.
Для покрасочной камеры подходит гараж размерами не менее чем 4 на 6 метров. Слишком близкое расположение источников света от автомобиля может создать большое количество проблем.
Не стоит забывать о том, что лампы следует защитить от краски
Со временем большой слой капель краски существенно снизить прозрачность установленной защиты.
При подключении источников света рекомендуется уделить внимание их мощности. Проводка должна быть рассчитана на оказываемую нагрузку.. Как правило, только после ряда экспериментов по расположению источников света можно достигнуть оптимальный вариант
Как правило, только после ряда экспериментов по расположению источников света можно достигнуть оптимальный вариант.
Вентиляционная система
Для обеспечения благоприятных условий работы следует уделить внимание созданию качественной вентиляционной системы. Как ранее было отмечено, она должна быть с фильтром, проводить очистку воздуха внутри помещения и выводить туманные краски. В зависимости от типа устанавливаемого оборудования выделяют два вида помещений:
В зависимости от типа устанавливаемого оборудования выделяют два вида помещений:
Создаваемая вентиляционная система должна обладать высокопроизводительным фильтром, который рассчитан на удаление из воздуха частиц пыли и краски. Рекомендуется проводить установку двухфазовых фильтров: они проводят удаление пыли с воздуха в два этапа, что и определяет высокую эффективность.
При проектировании системы учитывается и показатель производительности, под который подбирается фильтр с определенной пропускной способностью. Рекомендуемый показатель производительности вентиляции для покрасочной камеры составляет 20−25 см/с.
Фильтр, рассчитанный на очистку воздуха, который отводится с помещения, будет быстро загрязняться. Именно поэтому следует предусмотреть возможность его быстрой замены.
Важно правильно расположить приточную и отводящую систему, так как в некоторых случаях в камере может возникнуть эффект турбулентности. Кроме этого, слишком быстрое перемещение воздуха в камере может повлиять на прохождение лакокрасочных работ. Как правило, регулировка давления осуществляется через специальные отверстия
Как правило, регулировка давления осуществляется через специальные отверстия.
При обустройстве малярной камеры уделяют внимание и равномерности распределения подаваемого горячего воздуха. Нельзя допускать перегрева поверхности, так как это приведет к ухудшению качества лакокрасочного покрытия из-за его неравномерного высыхания.
“>
Покрасочная камера с сухими фильтрами
Благодаря своей конструкции, при покраске в сухой покрасочной камере удаляется излишний окрасочный туман и загрязненный воздух из зоны нанесения краски, при этом происходит его очистка. Всё это работает при правильном подборе вентилятора.
Видео.1. Покрасочная камера с сухими фильтрами
Что происходит при работе покрасочной камеры с сухими фильтрами
При работе сухой покрасочной камеры происходят следующие процессы :
- удаление частиц краски и пыли с зоны распыления
- удаление окрасочного аэрозоля, при этом исключается его распространение в смежные помещения
- обеспечиваются условия для получения лакокрасочного покрытия высокого качества
- воздух, который удаляется из зоны окраски, очищается от механических частиц краски, которые остаются в фильтрах, и выбрасывается в атмосферу.
Почему важно правильно подобрать мощность вентилятора?
Если вентилятор слабый, а это значит недостаточная мощность всасывания, то остаются пары растворителя в воздухе и краска оседает на пол и стены.
Если вентилятор слишком сильный, то краска удаляется ещё не долетев до окрашиваемых деталей.
Как происходит фильтрация воздуха в сухой покрасочной камере?
Поток воздуха, который загрязнен лакокрасочными продуктами, с помощью вентилятора движется по инерции в проем камеры, где установлен один или два фильтра.
Какие бывают фильтры для покрасочных камер ?
Основные виды фильтров для покрасочных камер — картонный гофрированный, стекловолокнистый напольный в рулонах и в рамке, кокосово волокнистый для водяных покрасочных камер и потолочный фильтр тонкой очистки.
Какие бывают фильтры для сухой покрасочной камеры?
Фильтры для сухой покрасочной камеры бывают:
Картонный фильтр
Принцип работы картонного фильтра следующий -частички краски и лака ударяются несколько раз о внутреннюю стенку фильтра и оседают не нём, а воздух по инерции продолжает движение, при этом не происходит потерь скорости воздуха при всасывания.
Пример расчёта фильтрующей способности сухого фильтра
Например, у Вас сухая окрасочная камера длинной 2 метра с площадью всасывания 3,6 кв.м. Эта площадь соответствует двум отрезкам картонного фильтра высотой 0,9 метра и шириной 2 метра.
Фильтр удерживает около 15 кг краски на 1 кв.м. Получается, что фильтр нашей окрасочной камеры удержит 54 кг отходов краски. Для расчета мы просто перемножаем удерживающую способность фильтра на его площадь : 15 кг/м.кв.*3,6 м.кв. = 54 кг.
Рис. 3. Картонный фильтр в рулонах |
Стекловолокнистый фильтр
Стекловолокнистый фильтр изготовлен из ворсистого переплетенного стекловолокна, который пропитан специальным составом. Фильтр удерживает частицы окрасочного тумана.
Стекловолокнистый фильтр может использоваться в качестве единственного или второго уровня очистки воздуха от окрасочного тумана.
В варианте второго уровня фильтрации это фильтр устанавливают за картонным фильтром. Часто фильтр стекловолокнистый в рулоне устанавливают на пол в автомобильных камерах, отсюда его второе название – «напольный».
Срок службы таких фильтров небольшой, всего 60 часов окраски.
Рис. 4. Стекловолокнистый фильтр |
На какое время хватает фильтра для сухой покрасочной камеры?
Этот вопрос, несомненно кроме технологической части, имеет ещё и экономическую составляющую.
В основу расчёта «времени жизни» сухого фильтра заложены следующие составляющие :
- сколько килограмм лакокрасочных материалов Вы распыляете в сутки
- какие окрасочные пистолеты используете, то есть какие происходят потери ЛКМ на туманообразование
- какие изделия красятся
- как следят за очисткой покрасочных камер и заменой фильтров.
Пример расчёта времени жизни сухого фильтра
Например, у Вас опять же 2-ух метровая сухая окрасочная кабина, расход ЛКМ за смену 20 литров в сутки (без учета растворителя), Вы используете краскораспылитель с традиционной системой распыления, коэффициент переноса материалов 40-45%, то есть 8 литров из 20 литров краски улетает в туман.
Наш расчёт фильтрующей способности сухого фильтра показал, что он может удерживать до 54 кг краски. Получается, что одной замены фильтра хватит 54/8 = 6,8 дней, то есть примерно на неделю работы. А если Вы купили рулон фильтра, то его хватит на месяц, что это будет в деньгах считайте уже сами .
Высота и рабочая высота сухой покрасочной камеры :
Высота окрасочной кабины – это вся её высота с учетом вентилятора и крыши.
Рабочая высота окрасочной кабины – это высота, на которой происходит всасывание лакокрасочного тумана. Довольно часто эта высота кратна высоте картонного фильтра равной 0,9 м.
Обычно рабочая высота камеры с сухим фильтром 1,8 метра, что соответствует установленным двум рядов картонных фильтров.
Как организовать вентиляцию в покрасочной камере
Вентиляция помещения при проведении окраски автомобиля является одним из основных факторов правильной организации покрасочной камеры.
Устройство вентиляции в покрасочной камере
Устройство системы вентиляции с фильтром способно обеспечить очистку воздуха, осаждение и вывод тумана краски внутри камеры. В зависимости от смонтированной системы вентиляции имеются несколько видов камер.
Они могут быть:
- Одномоторные. В этом случае в вентиляции есть один мотор, смонтированный вверху помещения. Воздух в камеру нагнетается сверху, создавая давление, которого будет достаточно для осаждения в нижнюю часть воздушного пространства взвешенных частиц краски, с последующим их выведением наружу сквозь вытяжные отверстия. Цена вентиляции такого типа относительно низкая и быстро окупается, что является ее преимуществом и целесообразностью использования для единичной покраски авто. Недостаток — низкая циркуляция воздуха внутри помещения.
- Двухмоторные. Принцип работы такого типа вентиляции состоит во взаимодействии двух двигателей, одного из них расположенного вверху камеры, второго — внизу. Верхний агрегат нагнетает воздух в камеру, а нижний в это же время принудительно выводит его за пределы помещения. Преимуществом вентиляции такого типа является эффективная циркуляция воздушного потока. Недостатки:
- достаточно сложный процесс ее исполнения;
- высокая стоимость системы, которая может окупиться при большом количестве окрашиваемых в этой камере кузовов автомобилей.
Для фильтрации лучше брать двухфазовые устройства:
Предпочтительные схемы устройства
Как сделать вытяжку в гараже своими руками? Для обычного гаража небольших размеров целесообразно выбирать систему вентиляции, показанную на рисунке 1 ниже:
Это простой и вполне эффективный вариант. В гаражах автовладельцев часто можно видеть трубу, как в настоящей вентиляционной сети для больших помещений. На вопрос, Зачем ты сделал так, хочется лишней работы?
отвечают: А как еще?
, то есть, люди просто копируют то, что видят в промышленных зданиях, и занимаются черной магией.
Вентилятор для гаража можно брать диаметром от 150 мм и до 250, желательно канального типа (с фланцами для встраивания в трубу), у таких вентиляторов хорошая тяга. Он создает вполне достаточное разрежение и вытягивает все газы и пары, которые легче воздуха, за считанные минуты.
Тяжелые составные части дыма и газов, которые имеют обыкновение стелиться по земле, разбавляются воздухом, притекающим через приточное отверстие, расположенное внизу, или щель между полом и воротами, и тоже поднимаются вверх. В течении 10-15 минут воздух в гараже будет полностью заменен свежим с улицы.
На рисунке можно заметить, что вход воздуха и его выход расположены почти по диагонали параллелепипеда, форму которого имеет гараж. Значит, застойных зон здесь не будет.
Особое значение имеет дополнительный вентилятор. Его можно не приобретать, но если он есть, то это очень выгодно. Он идеально выравнивает влажность в помещении гаража. С его помощью можно быстро просушить машину и очень существенно помешать ржавлению металла.
Этот вентилятор, даже без подогрева, высушит машину в течении пары часов. При этом крышка внешнего вентилятора может быть открытой или закрытой, значения не имеет. Зимой, весной и осенью высушивание важнее, чем летом. Внутренний вентилятор должен быть переносным, это удобнее.
Где в гараже сделать вытяжку? Если гараж имеет подвал или смотровую яму, то их вентиляция обязательна. В этом случае образуется область, в которой может застаиваться загрязненный воздух. Гараж с подвалом или ямой показывает, что его владелец умеет обращаться с лопатой или имеет доступ к высоким технологиям копания земли.
В таком случае, чтобы не загромождать помещение гаража трубами, вентиляцию можно вывести в отдельную шахту, расположенную рядом с гаражом, как это показано на рисунке 2:
Диаметр труб должен быть не менее 100 мм. Трубы следует утеплять минеральной ватой от действия морозов и образования конденсата, толщина утеплителя берется 3-5 см. Сами трубы лучше выбирать из пластика, он не ржавеет. Как видно на рисунке, такой короткий воздуховод не будет оказывать большое сопротивление потоку воздуха. Его длина не превышает 1.5 метра.
Воздуховод накрывается колпаком с жалюзи, который легко можно сварить из листового железа, и загрунтовать от ржавчины. Можно сделать его и из дерева, а затем обить оцинкованной жестью. Высота колпака над грунтом достаточна в пределах 30-50 см. Для защиты от грызунов можно использовать сетку на трубе, впрочем, эти твари пролезут, где угодно. Воздух попадает в подвал или яму через приточку и отверстия для ямы и лестницы.
Вентилятор может быть реверсивным и тогда его можно использовать в том числе и для притока свежего воздуха снизу. Как правило, приток воздуха производится снизу, потому что в помещении воздух теплее, чем на улице. Нагреваясь, он будет перемешиваться с воздухом внутри помещения и подниматься наверх, к потолку.
Поэтому вытяжки и расположены обычно вверху. Но, как мы уже видели, бывают и случаи необходимости забирать грязный воздух снизу. При этом, для продувки канала вентилятору приходится создавать достаточно большое давление, и один может не справиться.
Тогда устанавливают два последовательно, с расстоянием между ними не менее 50 см. Рисунок 3 этот вариант иллюстрирует.
В последнем случае воздух забирается снизу. Если вентиляторы реверсивные, то чистый воздух может нагнетаться в яму с улицы. В некоторых случаях такой режим вентиляции может оказаться более эффективным. Возможна комбинация вариантов 2 и 3, когда с помощью заслонок можно выбирать точку для забора воздуха.
В третьем варианте труба может быть декорирована нишей с полками для инструментов. Таким образом, и труб будет не видно, и каждый сантиметр пространства будет использован с толком. Не стоит забывать при этом о ремонтопригодности – все должно быть сконструировано таким образом, чтобы легко разбиралось, заменялось и собиралось обратно.
Правила обустройства камеры
Устройство покрасочной камеры.
Главные элементы, которые имеет покрасочный блок (их также должна включать камера для качественной и быстрой покраски автомобиля, которая сделана своими руками):
- воздухозаборник;
- фильтры;
- воздухоотвод;
- нагревательные элементы.
Управление сконцентрировано на специальном пульте.
Чтобы сделать камеру, следует сначала подобрать подходящее рабочее помещение, затем сконструировать основание, отделать стены, оборудовать освещение (боковое и верхнее). Один из важных моментов состоит в грамотной организации вентиляционной системы. Также необходимо устроить пол, снабдить блок фильтрующими элементами и обеспечить безопасную эксплуатацию.
Гараж или другое подсобное помещение может быть переоборудовано. Подойдет и каменное, и металлическое основание. Первое позволяет удобно въехать в помещение и гарантирует хорошее вентилирование. Второе является готовой конструкцией, которая просто монтируется непосредственно в гараже. Так как пол в этом случае будет выше уровня основания на 30-50 см, то, чтобы загнать авто в камеру, придется сооружать платформу.
Если пользоваться металлическим основанием, то в помещении будет стабильный и качественный воздухообмен. Пол получится герметичным.
Отделку стен можно выполнить с помощью пластиковой вагонки. Это прочный, термоустойчивый материал, не склонный к возгоранию и не выделяющий токсичных компонентов.