Основные рекомендации по выполнению работы
Важно правильно установить направляющие рейки для движения ворот
Монтаж автоматики для откатных ворот не представляет особой сложности, его может выполнить любой человек, даже без соответствующего образования. Сначала нужно сделать эскиз, провести замеры, закупить оборудование. Чтобы установить его правильно, нужно создать под прилагающуюся схему подробный и детальный чертеж.
В дальнейшем нужно произвести сборку оборудования с учетом таких особенностей:
- Подключение двигателя с зубчатой рейкой. В комплект приобретаются метровые отрезки из расчета на один больше, чем длина ворот. Привод прикручивается к подставке, которую делают из профильной трубы 40х60 мм. Зубчатая рейка крепится на его внешнюю шестерню таким образом, чтобы она прошла посередине рамы. После проведения пробных открытий и закрытий проводится окончательная фиксация деталей.
- Подключение концевых выключателей. Кронштейны с магнитами прикручиваются к зубчатой рейке в таком месте, чтобы в крайних положениях соприкасались с датчиками внутри привода. При этом перед монтажом нужно проверить полярность магнитов, чтобы она соответствовала обозначениям на схеме. После этого проверяется работа выключателей путем пуска привода. Если остановка не происходит, они меняются местами.
- Проверка перемычек на плато питания. Их установка производится в соответствии с принципиальной схемой. Разница определяется выбранным способом открывания — пультом, кнопками с опоры, из дома, по телефону. После соединения проводится проверка правильности его выполнения.
- Подача питания. Подключение к общей домовой сети проводится при открытых монтажных коробках без окончательной изоляции соединений. При этом выключатель должен находиться в отключенном положении. Провода подсоединяются к соответствующим разъемам, после чего активируется рубильник. Если все работает корректно, питание отключается, соединения изолируются.
- Программирование пульта ДУ. Данная процедура проводится с целью получения возможности подавать сигналы электроприводу. Для этого необходимо нажать кнопку синхронизации и держать, пока не загорится зеленый диод. Затем настраиваются функции открывания, закрывания и застопоривания. Каждая операция заканчивается пульсацией и затуханием диода.
- Подключение фотоэлементов и лампы. Датчики лучше крепить на высоте до 40 см над землей, чтобы они не реагировали на сугробы, но фиксировали детей, собак и капот легкового авто. Элементы ставят точно напротив друг друга, чтобы гарантировать фиксацию прерывания луча. Поставить лампу лучше там, где ее будет хорошо видно с улицы и со двора. Провода присоединяются к плате, где расположены клеммы «Свет».
Подключение электродвигателя
Трехфазный двигатель на номинальное напряжение 380/220 В должен иметь соединение обмоток «в звезду» при подключении к трехфазной сети питания. Поменять направление вращения можно, поменяв местами подключение любых двух фаз из трех.
Если вы пытаетесь подключить трехфазный двигатель к однофазной сети, отдайте предпочтение емкостному способу. При этом используйте пусковой конденсатор заведомо завышенной емкости (в 2–3 раза) и добавьте пару компенсирующих конденсаторов для двух оставшихся обмоток в рабочую сборку, либо предусмотрите отключение пускового конденсатора с помощью реле времени. Емкость рабочего конденсатора подбирается из расчета 70–80 мкФ на 1 кВт мощности, а номинал составляет 450 В.
Однофазный конденсаторный двигатель имеет в сборке четыре провода, то есть по два конца пусковой и рабочей обмотки. Стандартная маркировка выводов клеммной колодки такова:
- Клеммы U1 и U2 (или B1 и B2) — основная обмотка.
- Клеммы W2 и V2 (или С1 и С2) — пусковая обмотка.
- Клеммы V2 и V1 — пусковой конденсатор.
Подключение пусковой обмотки остается постоянным, в то время как полярность питания рабочей обмотки можно изменить для смены направления вращения.
Примечание: полярность определяется положением перемычек на клеммной планке двигателя, замыкание которых будет выполняться дистанционно через контактор.
Подключение электрической части автоматизированных распашных ворот своими руками
Основные особенности откатных ворот
Откатные ворота сконструированы так, что створка прилегает к 2-м роликовым кареткам, которые, в свою очередь, закреплены на закладном швеллере. Это позволяет существенно снизить контакт с проезжей частью. Чтобы нагрузка на конструкцию была оптимальной, используется концевик. Его устанавливают в направляющий швеллер таким образом, чтобы он мог заскочить в нижний уловитель. Дополнительно инженеры установили в ворота верхний уловитель, служащий для обеспечения более надежной дополнительной фиксации.
Специалисты рекомендуют подбирать конструкцию с тем учетом, чтобы она превышала по своим габаритам проем проезда в 1,5-2 раза. Желательно также, чтобы место отката соответствовало 1,5 проема.
При наличии автоматического электропривода для откатных ворот можно открыть створки буквально одним нажатием кнопки. Примечательно, что для сборки конструкции достаточно небольшого количества подручных или фирменных материалов, а также нескольких часов свободного времени. Автоматика для откатных ворот путем установки электропривода значительно облегчает эксплуатацию защитной системы. Для самостоятельно сборки необходимо правильно подобрать механические детали, с учетом многофунциональности блока.
Откатные ворота бывают нескольких видов:
- подвесные;
- консольные;
- с калиткой;
- движущиеся по рельсе;
- на радиоуправлении.
Все конструкции требуют фурнитуры, роликов и автоматики. Подвесные модели считаются наиболее долговечными, но отличаются сравнительно небольшими габаритами. Верхняя несущая балка ограничивает высоту проезжающего автотранспорта. При необходимости ее можно поднять, но такое решение потребует колоссальных физических усилий. Поэтому обустраивать подвесные ворота рекомендуется лицам, не планирующим покупку более крупного транспортного средства.
На производственных и промышленных объектах чаще устанавливаются откатные консольные конструкции. Их главными преимуществами являются отсутствие ограничений по высоте, легкость в установке, управлении и обслуживании, а также плавный и бесшумный ход. Подключить электропривод к раздвижной модели консольного типа не составит особого труда.
Для частных резиденций обычно используются секционные, металлические или кованые ворота со встроенной калиткой. Такой вариант менее затратный, поскольку для обустройства отдельного дверного проема потребуется дополнительное пространство. Калитка является неотъемлемой частью рамы и открывается при необходимости целиком.
При установке электрического привода для откатных ворот своими руками лучше использовать конструкцию с редуктором в масляной ванне. Наличие масла снижает степень износа и, главное, обеспечивает тихий ход.
Заливка фундамента
Устанавливают опалубку и заливают
Как только вы проложили проводку, закладной элемент можно заливать бетонной смесью. Для этого вам понадобится цемент марки М400, песок и щебень. Пропорции следующие: на 1 кг цемента нужно 3 кг песка и 4–5 кг щебня. Вода должна составлять половину веса всех компонентов. Получается:
Итого получается 4 л воды на 1 кг цемента, 3 кг песка и 4 кг щебня. Замесите необходимое количество раствора и залейте траншею
Важно, чтобы поверхность швеллера не была забетонирована полностью, бетон должен быть на его уровне. Теперь фундамент нужно оставить до высыхания
На это уйдет 3–5 дней, за которые он окрепнет и будет достаточно надежным для дальнейших работ.
Пошаговая инструкция по установке автоматики на распашные ворота
Заливка фундамента
Устанавливают опалубку и заливают
Как только вы проложили проводку, закладной элемент можно заливать бетонной смесью. Для этого вам понадобится цемент марки М400, песок и щебень. Пропорции следующие: на 1 кг цемента нужно 3 кг песка и 4–5 кг щебня. Вода должна составлять половину веса всех компонентов. Получается:
1+3+4=8
8/2=4
Итого получается 4 л воды на 1 кг цемента, 3 кг песка и 4 кг щебня. Замесите необходимое количество раствора и залейте траншею
Важно, чтобы поверхность швеллера не была забетонирована полностью, бетон должен быть на его уровне. Теперь фундамент нужно оставить до высыхания. На это уйдет 3–5 дней, за которые он окрепнет и будет достаточно надежным для дальнейших работ
На это уйдет 3–5 дней, за которые он окрепнет и будет достаточно надежным для дальнейших работ.
Организация привода для ворот при помощи ролика
Другой вариант организации привода – это с применением прижимного ролика. В монтаже данный механизм несколько сложнее, но преимуществом его можно считать то, что он не будет бояться наледи и снежного скопления.
Смысл затеи довольно прост. К внешней стене направляющей рельсы прижимается ролик из резины. При этом профиль ролика должен быть максимально гладким. Лучше, если он будет снабжен резиновой покрышкой. При этом необходимое усилие осуществляется при помощи специальной мощной пружины сжатия. Ее нужно расположить на шпильке толкателя и прижать законтренной гайкой. Оси вала нужно прикрепить к полке П-кронштейна.
Конструкция механизма передачи приводным роликом.
Для того, чтобы компенсировать усилие, который ролик оказывает на полотно ворот, по обратную сторону рельсовой направляющей можно установить еще два ответных ролика. Однако они укрепляются стационарно – неподвижно.
Для того, чтобы соединить ролик и двигатель, можно применять клиноременную передачу. При этом ведомый шкив закрепляется на основании колеса при помощи шпилек. Можно еще и задействовать при этом две открытых шестеренки.
Допускается размещение ролика прямо на редукторном валу.
Подвод электричества и монтаж воротной рамы
провести электрическую проводку
Это, конечно же, существенно повышает стоимость не только работ, но и самой конструкции ворот. Устанавливают проводку сразу после окончания работ с фундаментом. Кабель прокладывается в конструкции фундамента, а для его прокладывания используют специальную гофру.
Место, где в итоге будет выходить пучок кабеля, важно рассчитать заранее, чтобы потом можно было протянуть весь кабель в помещение для подсоединения к электрической сети. Дальше при установке ворот своими руками можно приступать к сборке необходимых консолей откатных ворот. Для этого могут потребоваться профильные трубы
Размеры можно подбирать самостоятельно в соответствии с масштабом конструкции
Для этого могут потребоваться профильные трубы. Размеры можно подбирать самостоятельно в соответствии с масштабом конструкции
Дальше при установке ворот своими руками можно приступать к сборке необходимых консолей откатных ворот. Для этого могут потребоваться профильные трубы. Размеры можно подбирать самостоятельно в соответствии с масштабом конструкции.
Профильные трубы разрезают при необходимости до нужной длины и подготавливают к сварочным работам. Специалисты обычно рекомендуют варить трубы так, чтобы горизонтальные стойки в итоге были поверх вертикальных.
Такой метод уже показал на практике, что конструкция, оказывается, прочнее. Кроме того, при установке горизонтальных стоек сверху, предотвращается процесс коррозии на каркасе. Но в этом случае необходимо будет сделать защиту для горизонтальных поперечников.
Для этого после сбора конструкции нужно зачистить все места соединения и покрасить раму специальной краской, которая предотвращает распространение ржавчины. Поперечники обязательно нужно проваривать через каждые 50 см, если ворота имеют размеры по ширине больше 1,5 метра. Это предотвратит провисание полотна в дальнейшем.
Установка роликового основания и полотна
Роликовое основание считается одним из самых важных механизмов в системе откатных ворот. Всё дело в том, что на эту часть приходится вся нагрузка от полотна. Именно поэтому все крепления должны быть надёжными.
Чаще всего для этого крепления приваривают к швеллеру. Сразу после того как проводится монтаж роликов, на них устанавливаются ворота, а уже после этого проводятся замены, которые позволяют проверить устойчивость и уровень.
Для того чтобы ворота работали на роликовой системе плавно и без заминок их устанавливают на одной плоскости, но точность проверить можно будет только при использовании лазерных указателей.
Установка верхнего фиксатора
Верхний фиксатор
Чтобы при движении ворот они не съехали, сверху на столбе устанавливают фиксатор или направляющий. Он будет останавливать ворота и не давать им раскачиваться при сильном ветре. Для этого на опорном столбе следует отметить отверстия под крепления. Измеряйте все правильно, чтобы верхняя рама без препятствий могла заходить в фиксатор.
На столб надо установить кронштейн для крепления направляющей. Если вы будете закреплять его в бетоне или кирпиче, используйте анкера, диаметр шпильки которых 10 мм. Если же вы крепите его к металлу, то подойдут специальные саморезы. В случае когда применяется сварка, ролики нужно снять.
После закрепления фиксатора проверьте его. Ворота должны плавно ходить, сохранять вертикальность, а ролики должны их плотно охватить.
Конструкция привода
Прежде чем приступить к изготовлению привода, следует понимать его конструкцию. Привод для раздвижных ворот состоит из следующих деталей:
- двигатель;
- редуктор (преобразователя вращения);
- узел управления.
Это основные механизмы, которые приводят в движение полотно, при этом источником тяги выступает электродвигатель.
Размер створки полотна. Чем массивнее полотно, тем более мощный двигатель должен быть установлен.
Интенсивность использования конструкции. Домашние ворота используются всего несколько раз в день. Даже самый маломощный мотор сможет обеспечить движение ворот при интенсивности их эксплуатации 5-6 раз в час.
Материал шестеренок редуктора
На этот показатель следует обратить внимание, поскольку при использовании двигателя высокой мощности пластиковые шестеренки-редукторы быстро выйдут из строя.
Частота вращения 500-1000 оборотов в минуту.
Для установки отлично подойдут трехфазные электродвигатели A100L8 или однофазные марки АИРЕ 80.
Двигатель A100L8.
АИРЕ 80.
Выбирая преобразователь для самодельного привода сдвижных ворот, следует акцентировать внимание на важные моменты:
- Выходной вращающийся момент должен составлять около 80–100 оборотов в минуту.
- Скорость вращения мотора должна совпадать с входным крутящим моментом преобразователя.
Преобразователи с полимерными шестернями быстрее выйдут из строя, чем со стальными, поэтому при выборе необходимо обратить особое внимание на эти детали
Мнение специалистов
Олег Степанович Серегин, монтажник: Организация цепной передачи связан с преодолением некоторых трудностей. К примеру, цепь может при больших нагрузках несколько растягиваться. Данный недостаток вполне можно устранить, если к самому последнему звену цепи приварить шпильки и их пропустить через проушины, оборудованные на воротной раме. Таким образом можно будет при необходимости выбирать «слабое звено» в цепи и периодически натягивать ее.
Геннадий Озеров, мастер-монтажник: Для того, чтобы защитить направляющую рельсу от попадания на нее снега, можно сверху соорудить специальный козырек. Изготавливается он из П-образного профиля для монтажа гипсокартонной плиты. Что касается размеров, то будет достаточно взять профиль: 40 х 100 х 40 мм.
Элементы и комплектующие ворот
Элементы и комплектующие
По сути, имея все необходимое для выполнения работ, вам будет нетрудно установить ворота. Особо глубоких знаний в строительстве вам не потребуется, достаточно базовых знаний, материала и следования рекомендациям специалистов.
Для работ вам понадобятся расходные материалы, но основная и важная часть элементов – фурнитура, отвечающая за движение ворот. Она состоит из:
- роликовой тележки или каретки (2 шт.);
- нижнего и верхнего уловителя;
- направляющей П-образной балки;
- зубчатой рейки;
- съемного концевого ролика;
- верхнего фиксатора с роликами;
- пластины для фиксации роликовой тележки.
Обращайте внимание на качество
При выборе качественной фурнитуры обращайте внимание на проверенных производителей, учитывая цену и качество изделий. Также можно обратиться за помощью к профессионалам, которые помогут выбрать наилучший вариант
Гораздо проще купить уже готовый комплект ворот со всеми необходимыми элементами, который нужно только собрать и установить на место. В нем есть специальная инструкция по монтажу, благодаря которой вы легко сможете сделать все необходимые работы.
Допустимая замена деталей
Когда привод собирается своими руками, допускается использование деталей и узлов, снятых с другой техники
Но делать это нужно осторожно, учитывая все возможные нюансы такой замены
Так, в комплект автоматики должен входить двигатель, его можно взять из стиральной машинки. Сложность данного решения заключается в необходимости определения концов обмоток. При наличии мультиметра измеряется сопротивление. Значение данного параметра пусковой обмотки будет выше.
С этой целью значение диаметра большого шкива, находящегося в контакте с приводным колесом, необходимо разделить на эквивалентный размер малого, соединенного с валом двигателя. Основная трудность данного варианта заключается в необходимости использования натяжного устройства, без которого ремень будет провисать.
Элементы и комплектующие ворот
Конструктивные элементы автоматических откатных ворот
Автоматические распашные ворота имеют простое устройство, что обуславливает надежность и безотказность их работы.
Состоит система из таких узлов и механизмов:
- Профильная балка, закрепленная на стойках забора. Служит основой и опорой для стационарных и подвижных деталей.
- Электрический двигатель на 220В или 24В. Приводит в движение стержень с червячной или зубчатой насечкой.
- Зубчатая планка. Служит направляющей и соединителем между полотном, мотором и рамой.
- Роликовые блоки. По ним ворота ездят по раме.
- Сигнальная лампа. Устанавливается на одной из опор. Работает до момента фиксации полотна в одном из крайних положений.
Автоматика для ворот
Система автоматики состоит из следующих частей:
- пульт дистанционного управления;
- радиоприемник с антенной;
- блок управления;
- ретранслятор сигналов;
- фотоэлементы.
Проводка для откатных ворот состоит из кабелей и проводов, которые пропускаются в пластиковые каналы, защищающие их от механического повреждения. Для предоставления возможности использования оборудования при отсутствии тока предусмотрен сброс блокировки мотора и установка механического замка и рукоятки (рычага). На случай отказа одной из функций на приводе устанавливается система отключения питания при возникновения перегрузки.
Как устанавливается автоматика?
Сначала выбираем место для установления электропривода. Нам потребуется основание монтажа, идущее в наборе. Устанавливаем на него привод. Потом устанавливаем все это на швеллер между каретками. Затем настраиваем автоматику ворот в рабочее положение, чтобы определить место для установки привода. Следует положить на рейку с зубцами электропривод, проследить, вычислить, куда нужно направить привод, чтобы рейка с зубцами расположилась в середине шестеренки и закрепилась на трубе профиля на наружном каркасе.
Место рассчитано. Кладем на него все остальное оборудование для монтажа и привариваем по периметру. Иногда привод следует приподнять для установки на несколько см повыше. Для этого берем профильную трубу и привариваем к ней привод. Размер трубы берем необходимый (40х20, 50х50, 60х30 и т.д.). После установки швеллера на монтажную основу привариваем к нему электрический привод и закрепляем с помощью болтов.
Сборка воротного полотна
Сборка ворот
Чтобы сделать раму для ворот, вам необходимо иметь навыки работы со сварочным аппаратом, так как все элементы нужно соединять сваркой. Если у вас нет опыта сварочных работ, вы можете обратиться за помощью к знакомым или в специальную мастерскую, где по вашим чертежам сделают раму ворот.
Схема сборки каркаса полотна
Чтобы изготовить воротную раму, вам нужно приобрести профильные трубы. Их размер будет соответствовать желаемому размеру ворот. Есть множество вариантов конструкций, которые вы можете сделать. Главное, выбрать подходящий для вас, нарезать трубы нужного размера и произвести сварочные работы. Профессионалы советуют варить раму так, чтобы горизонтальные поперечины были поверх вертикальных труб. Благодаря этому вы предотвратите коррозию, нужно только заглушить горизонтальные трубы. Когда конструкция будет готова, места соединения необходимо зачистить, а раму покрыть защитной краской.
Если ваши ворота имеют размер больше 1,5 м, чтобы усилить конструкцию и предотвратить провисание, нужно приварить поперечины с шагом в 50 см.
На этом же этапе к нижней трубе следует приварить направляющую П-образную балку, благодаря которой будет осуществляться движение ворот. После чего каркас обшивают профильным листом.
Один из вариантов, как сделать воротную раму, представлен ниже.
Монтаж и настройка привода для откатных ворот
Чтобы установить собранный либо купленный привод, нужна подставка. Ее можно сделать из небольших кусочков квадратных труб подходящего сечения. Трубы укладываются на швеллер между роликовыми каретками, на трубы устанавливаются монтажная пластина и сам привод. Необходимо подвести привод к выбранной передаче – цепи, ролику либо зубчатой рейке, идущей в комплекте с магазинными приводами.
Когда вы убедились, что размеры комплектующих приводного устройства соответствуют друг другу, можно выполнить крепление составляющих частей откатного механизма. Затем выполняется электротехническое подключение привода. Проводка укладывается в траншеи глубиной не менее 70 см, и к сети подключается двигатель. Если вы устанавливаете привод для откатных ворот от производителя, то следует четко соблюдать инструкцию по подключению платы управления. При этом есть возможность воспользоваться дополнительными функциями, которые позволяют программировать привод на определенные задачи: автоматическое закрытие после определенного времени, дистанционное управление, установка максимально допустимого усилия привода, установка фотоэлементов и другие.
Если ваши ворота пропускают большой поток людей или автомобилей, есть возможность выдать всем, кому необходимо, брелоки, которые работают как пульт дистанционного управления и при наборе фиксированного кода позволят каждому самостоятельно управлять воротами. К сожалению, такой блок управления своими руками не сделаешь, поэтому если есть необходимость в мобильном управлении откатными воротами, то стоит остановить выбор на магазинном электроприводе с полной комплектацией. Также в магазинах есть широкий выбор автоматических приводов на сдвижные роллеты, рольставни, калитки.
Изготовление основных узлов самостоятельно
При наличии познаний в схемах кинематики, для изготовления деталей привода можно использоваться средства, которые всегда есть под рукой. С ролью силового агрегата отлично справится мотор от пришедшей в негодность стиральной машинки. В ходе присоединения следует воспользоваться мультиметром, чтобы определить концы обеих пар обмоток, для этого на мультиметре установить режим замера сопротивления. Вал мотора и преобразователя скрепить при помощи муфты.
Мотор от стиральной машины LG 4681EN1010.
Вместо редуктора можно сделать ременную передачу. Для точного вычисления передаточного числа надо величину двух радиусов большего шкива, который соединен с ведущим колесом, разделить на диаметр меньшего, который расположен на валу мотора.
Однако этот вариант сопряжен с проблемой изготовления натяжной конструкции для ремня. Вопрос можно решить, если использовать автомобильное колесо натяжения ремня ГРМ
Кроме того, в данном случае необходимо уделить особое внимание конструкции независимого вала, оснащенного радиально-осевыми подшипниками в количестве двух штук. Вал необходимо точно отрегулировать, поскольку он является основанием для установки деталей основных трансмиссий: шкив ременной тяги и приводное колесико
Концевой ролик и заглушки
Концевой ролик
Снизу на окончание направляющего П-образного бруса, в его передней части, нужно зафиксировать съемный концевой ролик, который вставляется внутрь профиля. Крепится он легко, при помощи болтового соединения. С противоположенной стороны надо установить пробку (заглушку) или такой же ролик.
Такой ролик нужен для того, чтобы при закрытии ворот направляющая накатывалась на улавливатель, находящийся снизу, который будет установлен на столбе с другой стороны. Таким образом, вы сможете уменьшить нагрузку на опорные пластины, которые держат ролики на фундаменте. Заглушки или пробки служат препятствием для снега, дождя, грязи и мусора, который может проникать в направляющий брус. Если их нет, то роликовые тележки могут быстро выйти из строя, а ворота не будут плавно и легко открываться.
Монтаж автоматики для распашных ворот: основные правила и нюансы
Имеется множество вариантов производства воротных сооружений для въезда и выезда. Одни предпочитают откатные ворота, другие – распашные. Сегодня как раз речь пойдет о втором варианте.
Распашные конструкции могут выглядеть привлекательно и благородно. В качестве обшивки сооружения может быть использован любой материал: древесина, сталь, профлист, пластик и сэндвич-панели.
Для большего комфорта при эксплуатации современные ворота оснащают автоматическим механизмом. Произвести монтаж такой конструкции можно самостоятельно, но нужно владеть знаниями и опытом. Лучше в такой ситуации поручить дело специалистам. А мы представим нашу обзорную статью как инструкцию для тех, кто все же хочет попробовать свои силы.