Выбираем самодельный или фабричный засов на ворота
Исходя из здравого смысла, констатируем, что на воротах двора частного дома, где мы проживаем постоянно, достаточно обеспечить запор изнутри. Такое решение подходит и к гаражным воротам. Если же ворота не находятся под контролем, например на даче, нужно добавить замок. Калитку также лучше запереть, причем в доме удобно иметь домофон с дистанционно управляемым замком.
Засов или щеколду можно приобрести в магазине. Условно разделим запорные устройства на:
- засовы;
- задвижки;
- фиксаторы.
При этом установить заводское изделие бывает непросто, а порою невозможно. Более того, в условиях массового производства обязательно экономят металл, так что фабричный вариант часто имеет недостаточную прочность.
Во многих случаях, практичнее изготовить запор на ворота своими руками. У каждого хозяина всегда найдутся обрезки прутка, уголка и трубы, которые могут обрести новую полезную жизнь. При этом следует выбирать простую и надежную конструкцию устройства. Если существует необходимость обеспечить отпирание внутреннего засова снаружи, лучше приобрести фабричный ригельный замок.
Разновидности засовов
Существует много разновидностей запоров, некоторые из которых находятся в свободном доступе в хозяйственных магазинах. Но в последнее время хозяева предпочитают самостоятельно создавать запорные механизмы, используя такие материалы, как металл (прутки, швеллеры, полосы) или дерево.
Задвижка на ворота из дерева изготавливается под деревянные въездные ворота, что же касается задвижки из металла – она более универсальная и устанавливается на комбинированные, металлические, профилированные или деревянные ворота. Существуют различные методы изготовления. Например, ковка – изделия отличаются надёжностью и привлекательным внешним видом
Вот только для этого метода важно иметь определённые знания, навыки и оборудование. Так как оборудование для ковки использовать не так уж и просто хозяева предпочитают использовать в работе компактные сварочные аппараты, болгарки, дрели и пр. Среди самых распространённых типов засовов стоит отметить такие:
Среди самых распространённых типов засовов стоит отметить такие:
- Поворотные – типа «шлагбаум», «вертушка» Отличаются простотой в изготовлении, надёжностью и прочностью удерживания створок. Чаще всего для производства используется деревянный брус. Из недостатков – изделие выглядит недостаточно современно, к тому же в некоторых конструкциях управлять механизмом тяжело физически. Хотя и не всегда данные параметры считаются недостатком, так как определённый дизайн ворот требуют более «грубого» выполнения засова.
Запор шлагбаум, длинным деревянным брусом
Поворотный запор
Короткий поворотный запор
- «Щеколда» тоже относятся к поворотным, но устанавливать его,возможно, только при прочной фиксации одной из половин ворот. В основном используется на калитках и дверях.
Запор щеколда можно устанавливать при прочной фиксации одной из створок
- Горизонтальные задвижные – «шпингалетные» или полосовые простого типа. Крепление изделия происходит на раму или оборотный механизм. Как в случае с «щеколда» на одну из створок дополнительно устанавливают фиксаторы или запоры вертикального типа.
- Вертикальные задвижные – устанавливаются отдельно внизу на каждой створке ворот, что позволяет их надёжно фиксировать как в открытом, так и в закрытом положении. Если запоры устанавливаются в гараже, то крепление производится либо в верхней, либо в нижней (при условии надёжной рамы) части ворот. Если каркас легко погнуть, то лучше устанавливать сверху и снизу на каждой половине.
Вертикальный запор для ворот
По виду конструкции различают 4 типа.
- Простой тип – засов. Собирается за короткое время. При этом они отличаются высокой прочностью и при сильных порывах ветра ворота не откроются.
- Запоры на дополнительных проушинах. Для производства используется прочная сталь, часто монтируются на гаражные ворота.
- Засов штырьковой – используются обрезки металлической трубы и металлические прутья. Прутья длиной от 0,5 до 1 метра.
- Защёлка для откатных ворот откидного типа – работает за счёт 4 загнутых крюков и стальной пластины. Для производства можно использовать и дерево. Деревянный засов можно увидеть не только на воротах, но и на калитке.
Установка засовов самостоятельно
Произвести установку засова любого вида на дверь или калитку можно своими руками. Для работы потребуется подготовить следующие инструменты:
- дверь;
- шуруповерт или отвертку;
- рулетку, карандаш.
Схема монтажа накладного засова следующая:
- на дверное полотно наносится разметка области установка запорного устройства. При разметке отмечаются места расположения крепежных элементов;
- просверливаются отверстия для болтов;
- засов фиксируется на дверном полотне;
- аналогичным способом монтируется ответная часть засова, предназначенная для фиксации запорного элемента.
Несколько иной способ установки засова представлен на видео.
Если пользователем выбрано врезной засов, то его установка производится аналогично креплению врезного замка.
Таким образом, любой засов для ворот, калитки или входной двери можно установить без помощи специалистов. Для крепления запорного устройства требуется минимальный набор инструментов.
Желание сохранить уют и тепло в доме иногда упирается в покупку надёжного замка. Безопасность квартиры играет огромную роль. Чтобы сохранилось всё на своих местах, устанавливается шпингалет или засов. Это востребованный тип изделия, который используется для домов, квартир, складских помещений, калиток и ворот.
Как соорудить простой засов для ворот
Для входной конструкции можно изготовить засов своими руками. Простейший механизм — пружинная щеколда, которая крепится горизонтально.
Подготовительные работы
Сначала необходимо наметить место крепления замка на входной конструкции участка. Для этого делают карандашом соответствующие пометки на полотнище ворот и столбе. Далее разрабатывают чертеж схемы данной конструкции, состоящей из:
- пластинчатого корпуса с двумя упорами;
- стержня со стопором и ушком;
- толкающей пружины.
Чтобы сделать запор потребуются такие инструменты:
- ножовка, которой можно резать металл;
- дрель;
- шуруповерт;
- тиски;
- молоток;
- отвертка;
- гаечный ключ;
- сварка.
Технологические аспекты изготовления каркаса задвижки
Как сделать защелку и установить ее на калиточное полотно? Для этого необходимо взять металлическую пластину нужного размера и приварить к ней два ушка-держателя для стержня. К движимой части замка следует прикрепить ручку и вставить деталь вместе с пружиной в сваренный каркас.
Монтаж изделия
Данная задвижка крепится на металлическое полотно калитки путем винтового или варочного соединения. На деревянных воротах ее можно установить с использованием саморезов.
В каркасе замка необходимо сделать 2 или 4 отверстия. Их расположение необходимо наметить на полотне калитке. Затем в этих местах следует просверлить отверстия и прикрепить замок болтово-гаечным соединением.
При установке данной задвижки на распашные ворота, к другому полотну необходимо закрепить ушко, которое будет удерживать стержень. В случае монтажа данного запора на калитку, достаточно сделать прорезь нужного размера в столбе.
Установка торсионного механизма
Чтобы обитатели участка смогли открывать калитку не только изнутри, но и с улицы, делается специальное торсионное приспособление. Верхний конец тонкого троса из металла прикрепляют к ушку задвижки, нижний — продевают через отверстие внизу калитки и выводят наружу, закрепив в незаметном месте. При натягивании троса защелка на ворота сработает и они откроются. Так обитатели участка могут просто и быстро попасть домой с улицы.
Засов для калитки будь то: гусь, вертушка или с пружиной, был придуман давным-давно и за эти годы пережил немало трансформаций. Изначально для этих целей применялись простые конструкции (штыри, защёлки, шпингалеты), но со временем появились высокотехнологичные конструкции, с несколькими степенями защиты. Благодаря этому владелец участка может выбрать подходящий вариант или даже изготовить его самостоятельно.
Действие задвижки
Единственным недостатком таких приспособлений является то, что запираются они только с внутренней стороны. Хотя умельцы придумали такие варианты, чтобы была возможность с обеих сторон эксплуатировать задвижку. Для фиксации створки применяют металлическую арматуру или прутья с загнутыми концами или приваренной ручкой, которые проворачиваются в сторону калитки и не представляют опасности.
Принцип изготовления
Простой запирающий механизм
На каркасе и на самой калитке, если они металлические, привариваются дуги, диаметром чуть больше арматуры, так, чтобы задвижка свободно скользила. Если изделие деревянное, то подобные дуги вырезаются из металлического листа, и крепятся к нему саморезами.
Чаще на калитку крепят горизонтальные задвижки, этот вариант удобен в эксплуатации. Не нужно будет наклоняться к земле, чтобы ее открыть или закрыть. Для того чтобы самодельная щеколда запиралась наглухо, в плоскости дуги высверливаются отверстия с резьбой. В них будут ввинчиваться до упора соответствующие по диаметру болты. Этот способ закрепления щеколды удобен для ночного пользования, так как она становится неподвижной.
Необходимый материал
Чтобы соорудить такую незамысловатую конструкцию понадобятся:
- арматура такой длины, чтобы ее было достаточно для соединения каркаса с калиткой, и для сгибания (подобие ручки);
- металлический лист или такая же арматура для создания дужек;
- сварочный аппарат или саморезы;
- вспомогательный столярный инструмент;
- краска.
Винтовой механизм
Вместо дужек можно использовать профильную трубу, в которой вырезаются соответствующие отверстия для свободного движения ручки щеколды. Об этом способе изготовления доступно описано в видеоуроке в конце статьи.
Как и чем закрывать калитку?
Для невысоких заборчиков на дачных участках лучше всего использовать простейшие варианты крючков, вертушек и шпингалетов. Такие запоры делают не столько для безопасности, сколько для аккуратного вида ограды. Хлопающая на ветру калитка быстрее изнашивается и создает впечатление заброшенности дома.
В капитальных ограждениях из бетона, кирпича или высоких кованых секций ворота и калитки служат для предотвращения проникновения людей на территорию. В частном домовладении или на охраняемом предприятии для запоров применяют сложные механические и даже электронные устройства. В декоративном заборе на дверцу часто ставят замок с оригинальной накладкой и функцией самозащелкивания. В отличие от замков, защелка на калитку не требует применения ключа для открывания и является механическим запорным устройством.
Винтовые запоры
Винтовое приспособление для запирания
Запорные механизмы винтового типа устанавливают с наружной стороны. Их устройство тоже достаточно простое при использовании. Состоит из стержня с резьбой и ключевой основы.
Эта основа имеет особую выемку и небольшого размера шпиль. Особый ключ приводит в движение затворную систему. Винтовой замок достаточно легко собрать самому, правда, сложность такого механизма заключается в другом: в калиточном проеме часто нет достаточного места для размещения выемки с резьбой, куда вкручивается сам стержень.
Но такой запор несложно взломать при подборе похожего ключа.
Шпингалет
Такой щеколдой нередко пользуются на калитках из профлиста. Ее основа – железный прут сечением 10 мм. Из него изготавливают засов в виде буквы Г. Понадобится также трубка, через которую он свободно будет проходить. Ее разрезают на три детали:
- одна длиной 100 мм;
- две остальные по 50 мм.
Первая приваривается горизонтально к калитке, вторая – прямо напротив нее на неподвижной части ворот. Затем засов вставляется и задвигается до упора. На его конец надевают последний отрезок трубки и также фиксируется.
Как видим, засовы для ворот описанные выше по большей мере весьма просты и незамысловаты, потому их совершенно нетрудно изготовить самостоятельно.
Видео по теме:
Щеколда на калитку своими руками
Самый простой и проверенный вариант, известный на протяжении столетий, – это задвижка-вертушка, изготовить которую не составит труда. Для создания вертушки стандартно используется кусок деревянной рейки на болте с гайкой.
Она легко поворачивается в горизонтальное положение и запирает сразу обе створки. Поэтому и сломать такое устройство, даже при его предельной простоте, довольно сложно. Частота распространения превалирует в деревнях, на садовых и дачных наделах, где хозяева в сезон почти постоянно находятся на территории участка или ненадолго отлучаются по хозяйственным надобностям.
Схема шпингалета
По такому же принципу работают миниатюрные шлагбаумы на железной полоске. Это последний тренд в запорном искусстве: прочное, надежное и эстетично выглядящее устройство, которое продается в ассортименте. Особо умелые мастера быстро сооружают такие приспособления на калитку своими руками, внимательно рассмотрев на чужих воротах покупной вариант.
На видео ниже представлен подробный процесс установки своими руками.
Щеколда на калитку, по мнению доморощенных мастеров, чем-то напоминает вертушку, но на самом деле видов щеколд есть несколько. Наиболее удобным считается рычаг, автоматически попадающий в фиксатор. А самая прочная задвижка – используемая в комплекте с навесным замком, который продевают в дополнительные ушки, прикрепленные специально для этой цели.
На прозрачные калитки (из штакетника или металлических прутьев) делают красивую щеколду своими руками из металлической ковки, ловко маскируя за переплетением завитушек открывающий механизм или шнур.
Чертеж задвижки
Выбор механизма
Если это ваша первая самодельная конструкция, то лучше начать с простейших элементов. Данный опыт, несомненно, пригодится для выполнения более сложных засовов.
Простой засов
Это самое легкое приспособление для крепления на воротах. Чтобы его закрепить, нужно запастись тремя скобами из металла, шпингалетом и основой для него. Потом скобы надо приварить сваркой к внутренней стороне ворот и закрепить на них шпингалет. Дальше для крепости к скобам прикручивают перпендикулярно к полу ограничитель. Главное, чтобы он был чуть выше скоб.
Изготовить очень просто
Запоры на проушинах
Такая конструкция не займет много времени для сборки. Любой дилетант легко справится с этой задачей. Потребуются проушины, купленные в магазине или выполненные из металлических пластинок.
Как сварить простые гаражные ворота
Сделать своими руками гаражные ворота из оцинкованного железа с легким каркасом несложно:
- начертите чертеж будущих ворот с нанесением всех размеров;
- вначале надо изготовить раму, которую будем устанавливать в проем, на которую крепятся створки распашных ворот;
- все заготовки из металлического уголка для рамы, по размерам чертежа ворот, нарезаем сразу;
- сварку лучше проводить на ровной поверхности, так удобней выставлять по уровню все детали;
- уголки выкладываем и выставляем раму при помощи водяного уровня, где надо подкладываем куски фанеры или бруски. Должно быть идеально ровно;
- сваркой прихватываем все элементы, зачищаем все швы;
- на каждый угол рамы ворот надо приварить обрезки уголка;
- аналогично варим вторую раму;
- примеряем готовую конструкцию в проем и подгоняем по размерам;
- теперь можно еще раз прихватить сваркой с одной и с другой стороны уголки и выставлять раму в проем ворот.
Перед установкой надо обработать рамы пропиткой от ржавчины и покрасить. Когда полностью высохла краска, можно приступать к монтажу.
Установив обе рамы на штыри, вбитые в стены проема, скрепляем обе рамы металлическими пластинами – шаг 50 см.
Сварка створок ворот – по схеме на фото, аналогично сварке рамы, надо зачищать все сварные швы и не забыть установить ребра жесткости, количество диагоналей зависит от веса предполагаемой обшивки ворот.
Проще понять процесс изготовления ворот для гаража, посмотрев видео.
Запор на калитку с секретом своими руками
Какими бывают засовы?
Такие устройства как засовы ставят на распашные ворота в основном для обеспечения несанкционированного проникновения на территорию участка. И главными их качествами должны быть безопасность и надежность. Внешний вид механизма при этом отходит на второй план, так как он устанавливается с внутренней части двора и чаще всего скрыт от посторонних глаз.
Разновидностей затворов, которые можно самостоятельно изготовить, существует достаточно, и выбрать, какой из них наиболее подходящий к тем или иным воротам, не составит труда.
Вертушка
Засов «Вертушка» для двухстворчатых ворот.
Такой вид засовов один из самых простых для изготовления своими руками, так как для этого не потребуется сварка. Его механизм устраивается таким образом, что крепление располагается посередине основы устройства, а его «крылья» при повороте запирают обе створки ворот. Данная конструкция, в основном, используется для временных целей.
Заводская модель.
Заводская модель.
Разновидность такого затвора, как на фото, – самая распространенная, так как его механизм используется не только для запирания ворот и калиток, но также применяется для фиксации створок фургонов, грузовых автомобилей и различных дверей. Данный тип засова представлен в специализированных строительных магазинах широким разнообразием моделей, которые отличаются размерами и дизайном.
Однако, в случае с засовами для распашных ворот, где не слишком важен внешний вид, «защелка» чаще всего делается владельцами построек собственноручно. Конечно, если не идет речь о задвижках с оригинальными коваными ручками, такими как кольцо или головы животных.
Помимо вышеуказанных механизмов, существуют и другие популярные виды засовов, которые применяются для запирания распашных ворот. Это такие типы как засовы с фиксацией и сейфовые конструкции.
Как изготовить засов самостоятельно
Да, сегодня можно купить надежный замок, который имеет несколько уровней защиты. Но некоторые умельцы продолжают применять свои знания на практике и делают несложные механизмы на калитку своими руками.
Итак, чтобы смастерить самый простой запор при помощи стержня и скоб, потребуются некоторые материалы и инструмент:
- аппарат для сварки;
- труба со стержнем;
- электрическая дрель;
- болгарка.
Схема изготовления засова
Металлические изделия (труба и прут) должны подбираться так, чтобы стержень свободно входил в трубу. Например, для тонкой трубы подойдет обычная арматура или профильная круглая трубка.
Дальше трубу надо разделить на два куска, длина которых зависит от длины створок. Отрезанные куски приваривают на одном уровне и вставляют в них подвижный стержень, на который крепится ручка. Также один конец можно загнуть таким образом, чтобы была возможность легко поворачивать модель в разные стороны.
Схема задвижки из обрезков трубы
Данную конструкцию можно дополнять различными крепежами, пружинами и петлями и тщательно продумать, как сделать более прочным основание запора.
Монтаж задвижки на калитку
Задвижку на калитку такого типа легко соорудить своими руками. Основным элементом конструкции является увесистая щеколда с набором приспособлений. Такую пластину можно изготовить или самостоятельно, или приобрести в готовом виде с набором расходников.
Выбор механизма
Если это ваша первая самодельная конструкция, то лучше начать с простейших элементов. Данный опыт, несомненно, пригодится для выполнения более сложных засовов.
Простой засов
Это самое легкое приспособление для крепления на воротах. Чтобы его закрепить, нужно запастись тремя скобами из металла, шпингалетом и основой для него. Потом скобы надо приварить сваркой к внутренней стороне ворот и закрепить на них шпингалет. Дальше для крепости к скобам прикручивают перпендикулярно к полу ограничитель. Главное, чтобы он был чуть выше скоб.
Изготовить очень просто
Запоры на проушинах
Такая конструкция не займет много времени для сборки. Любой дилетант легко справится с этой задачей. Потребуются проушины, купленные в магазине или выполненные из металлических пластинок.