Этапы и правила постройки гаража из шлакоблока своими руками

Особенности шлакобетона и нюансы работы с ним

Блоки из шлакобетона не обладают большой прочностью, именно поэтому их в основном применяют для строительства построек второстепенного значения. Для того чтобы построить самому гараж с нуля из шлакоблоков, можно использовать 2 вида этого блочного материала. Он бывает с пустотами и монолитным.

Монолитные шлакоблоки применяются при возведении несущих стен, так как они имеют большую прочность. Но из-за отсутствия пустот с воздухом у них хуже теплоизоляционные характеристики. Пустотелые шлакоблоки, наоборот, хорошо удерживают тепло, но имеют меньшую прочность. Они тоже отлично подходят для того, чтобы построить гараж.

Основной недостаток шлакоблоков – это низкий показатель на изгиб. Даже при небольшом движении фундамента, например, во время весеннего оттаивания земли (пучения грунта), в стенах могут появиться трещины. Причем возникнут они не в местах стыков с раствором, а пойдут через блоки. Поэтому прежде чем строить самостоятельно гараж на 2 машины или одну, необходимо точно рассчитать глубину промерзания грунта и обустроить фундамент, который будет устойчив к подвижности грунта.

Также шлакоблоки могут быстро втягивать в себя воду, из-за чего обязательно потребуется отделка их другим материалом. Если блоки втянут много воды, то во время морозов они начнут разрушаться из-за ее расширения. В качестве финишной отделки можно использовать штукатурку или обустроить легкий вентилируемый фасад.

Составление проекта и вычисление количества блоков

Сделать проект, по которому можно будет строить для автомобиля гараж, вполне возможно самостоятельно. Главное – начертить его подробным и понятным, чтобы не допустить ошибок во время возведения здания. В проекте должны учитываться все элементы, в том числе и те, что будут размещены внутри. К ним относится смотровая яма, если планируется ремонтировать машину самостоятельно. Ее высота должна быть такой, чтобы было удобно в ней стоять во весь рост. Размер гаража зависит от количества машин и их размеров. Стандартным размером гаража на одно авто считается 3х6х3 м (ширина, длина, высота).

После того как проект составлен, следует внимательно изучить территорию, на которой он будет строиться. Нужно определить уровень грунтовых вод и глубину промерзания грунта, а также тип почвы, так как от всех этих факторов зависят размеры и тип фундамента. Если почвы сильно вспучиваются, то для возведения постройки из шлакоблока лучше всего сделать монолитное основание. Тогда риск появления в нем и стенах трещин будет сведен к минимуму. Ко всему этому необходимо заранее продумать места проведения коммуникаций – электричества, водопровода. Особенно, если будет проводиться самостоятельный ремонт автомобиля.

Перед тем, как начать строить здание по любому проекту, нужно рассчитать стоимость и количество шлакоблоков. Сначала вычисляется площадь всех стен. Для этого необходимо измерить периметр всей постройки, то есть к длине гаража прибавить его ширину и умножить на 2. Так, например, пусть планируется построить сооружение длиной 5 м и шириной 3 м. Его периметр будет равен (5+3)*2=16 м. Чтобы найти площадь всех стен, полученный периметр умножают на высоту гаража. Пусть высота будет равна 2,5 м. Тогда площадь всех стен составит 2,5*16=40 м2.

Теперь следует вычислить размер площади, которую занимает один блок. Если планируется проводить кладку шлакоблока своими руками по схеме в половину блока, то нужно умножить его длину на ширину. Стандартный блок имеет размер 19х39 см или 0,19х0,39 м. Тогда его площадь равна 0,19*0,39=0,0741 м2.

Чтобы узнать количество блоков, площадь всех стен делят на площадь одного шлакоблока – 40/0,0741=539,8. То есть потребуется купить 540 штук, чтобы построить из них гараж с габаритами 5х3х2,5 м. Но так как по время транспортировки и разгрузки часть шлакоблоков может стать непригодной, рекомендуется приобретать на 5-10 % больше вычисленной суммы, то есть 565-590 штук.

Крыша и ворота

Строительство крыши включает подготовку к работе, и заготовление двутавровых балок, которые должны быть длиннее ширины гаража на 25 см. Укладка производится поперек, с шагом в 80 сантиметров. Брусьями зашивается кровельное покрытие, толщина их должна составлять 40 мм, а ложатся они друг возле друга вплотную. Дальше идет очередь кровельных материалов, которые должны быть уложены один за другим в определенном порядке. Керамзит, шлак и полужесткая плита ложится на стяжку в 20 сантиметров толщиной. Кровля покрывается акваизолом и рубемастом.

Постройка перекрытия может стоить совсем недорого. Металлические балки и дощатая подшивка тоже отыгрывают в этом вопросе значительную роль. Установив перекрытие на стены, его надо зашить. На этом этапе проводится утепление шлаком, стоимость которого небольшая.

Длина таких козырьков может составлять сорок сантиметров. На слое утепляющего шлака, который был засыпан поверх рубероида, делается цементная стяжка

Очень важно выполнить ее максимально качественно. Такая крыша не будет впитывать влагу, протекать, но для этого надо покрыть ее материалом с водостойкими свойствами

Любые виды рубероида могут помочь выполнять крыше свои функции наиболее практично. Клеится рубероид плавлением или мастикой, а перед процедурой стяжку из цемента обрабатывают битумной грунтовкой, или «праймером».

Выбор материалов

При строительстве гаража своими руками большую роль играет цена основных материалов. Перечислим наиболее доступные варианты:

  1. Сооружение из шлакоблока или ракушечника обойдется недорого, но здание выйдет тяжелым и холодным. Аналогичный результат дадут керамзитобетонные плиты и блоки. Понадобится утепление, влекущее дополнительные затраты.
  2. Здание из газобетона и пеноблоков изначально теплое, но проигрывает в надежности. Проем в газобетонной стене воры могут выпилить острой ножовкой.
  3. Недорогой и надежный вариант – каркасный металлический гараж, зашитый стальными листами. Недостаток – необходимость серьезного утепления и наружной облицовки профнастилом.

Схематичное изображение быстровозводимого сооружения из сэндвич-панелей

Строить стены гаражей из дерева не принято из-за горючести. Другой вопрос – деревянные стропила и обрешетка крыши. Подойдет брус сечением 10 х 10—10 х 15 см и доски толщиной 20—40 мм. Кровля – любое доступное покрытие: профлист, ондулин, шифер и так далее.

Если на даче нужно быстро соорудить легкое гаражное помещение без капитального фундамента, стоит рассмотреть вариант сборной конструкции из металла, изображенной на фото. Каркас из стальных труб продается в виде готового разборного комплекта, который после монтажа обшивается дешевым оцинкованным профилем.

Требования

Для того чтобы построить гаражное помещение в соответствии со всеми нормами, не лишним будет ознакомиться с соответствующей документацией, где чётко и по пунктам расписаны все требования к данному сооружению.

К стенам
Капитальные внешние стены несут свой вес и вес перекрытия. Поэтому толщина несущей стенки гаража должна быть не менее 25 сантиметров. Особенно это актуально в случае строительства второго этажа. Для внутренних стен ширина может быть и поменьше.

Несущие конструкции всегда подвергаются наибольшей нагрузке, потому для их возведения целесообразнее использовать полнотелые камни, а для внутренних перегородок – полые.

Высота стен варьируется от 2300 до 2500 миллиметров.

К фундаменту
Практически всегда, строительство гаража подразумевает и обустройство смотровой ямы, а из этого следует, что придётся проектировать цокольный этаж.

Глубину заложения фундамента рассчитывают исходя из типа почвы, уровня подземных вод и степени промерзаемости грунта. Для определения этих параметров делают экспертизу.

На глинистых почвах предпочтительно делать свайное основание, тогда как, для песчаной или суглинистой подойдёт ленточное. Толщина подошвы на суглинке составляет 1 – 1,5 метра, а на песке – 80 сантиметров. Для более точного определения глубины берут уровень промерзания земли и к этому значению прибавляют 20%.

К изделиям для кладки
К выбору строительного сырья нужно подходить с особой тщательностью. Некоторые камни могут быть бракованными и продаваться по сниженной цене, однако приобретать их не стоит. Жажда сэкономить непременно скажется на качестве постройки.

В первую очередь оценивают внешний вид всей партии. Шлакоблок не должен иметь жирных пятен и сколов. Можно поинтересоваться сертификатом качества и соответствия продукции ГОСТам у продавца.

Для возведения гаража отлично подойдут блоки с плотностью от 750 до 1500 кг/метр кубический. Прочность на сжатие так же необходимый критерий, стоит приобрести материал с маркировкой М40 – М60.

Начало работ – готовимся к строительству

Первый шаг возведения гаража своими руками требует проведения геодезического анализа площадки, на которой будет стоять сооружение для автомобиля. Вам нужно будет определить глубину залегания подземных вод и тип грунта. Это необходимо для того, чтобы выбрать вид фундамента для постройки.

Затем вы оцениваете расстояние от гаража до инженерных сетей (водопровод, электричество) и приступаете к разработке проекта постройки. Последний создается для того, чтобы вы могли сразу определиться с тем, сколько будут стоить строительные мероприятия и материалы, необходимые для них.

Разработка проекта постройки гаража

Стоимость работ рассчитывается просто. Вам нужно определить общее количество шлакоблока, которое потребуется. Не забудьте внести в общую смету стоимость всех других необходимых материалов и затраты на получение разнообразных разрешений на строительство «автодомика». Суммировав все эти цифры, вы узнаете (примерно), сколько стоит возведение шлакоблочной постройки для авто своими руками.

Гараж из шлакоблока возводится по следующей схеме:

  • Закладываете фундамент.
  • Обустраиваете цоколь для обеспечения эффективной вентиляции помещения и его качественной теплоизоляции.
  • Возводите стены.
  • Выполняете стяжку пола.
  • Монтируете ворота и перекрытия крыши.
  • Проводите коммуникации в гараж и выполняете отделочные мероприятия.

Рассмотрим все эти этапы строительства подробнее.

Этапы строительства

Перед тем, как начать делать фундамент, необходимо приготовить участок для постройки и сделать разметку в соответствии с уже созданного проекта.

Подготовка местности и разметка

В первую очередь необходимо разровнять и вычистить от мусора участок, на котором будут проводиться строительные работы. Очищать возможно самостоятельно либо при помощи техники, всё находится в зависимости от возможности хозяина дома.

Уже после этого выполняется разметку под ленточное основание – подобный тип фундамента подойдёт для гаража. Обозначить очертание основания возможно при помощи лески или шнура.

Прутья необходимо вбивать по уголкам периметра с наружного и внутреннего края основания (наименьшая ширина установки – тридцать сантиметров) затем промеж них натягиваем верёвку.

Сооружение фундамента

После разметки нужно выкопать траншеи под основание, углублённость должна являться ниже замерзания почвы, однако достаточно и шестидесяти сантиметров.

  • После этого осуществляем укладывание подушки из щебёнки и песка. Толщина обязана быть примерно тридцать сантиметров.
  • Затем устанавливаем опалубку из дощечек, стены которой нужно покрыть гидроизоляционным слоем из рубероида. Следующая стадия – строительство каркаса из прутьев толщиной двенадцать – четырнадцать миллиметров.
  • Подобное устройство даст фундаменту надёжность и стойкость к искажениям, которые могут появиться вследствие движения почвы.
  • Подготовительную работу мы завершили, теперь необходимо только лишь залить фундамент.

Возведение стен

Перед тем, как начать укладывать шлакоблоки, необходимо гидроизолировать фундамент. Для гидроизоляции гаража нужно применить рубероид, который укладываем согласно периметру фундамента.

Кроме того предварительно необходимо выставить раму для ворот, которая закрепляется при помощи распорки. Укладывать шлакоблоки начинаем от угла и осуществляем так:

  • Выкладываем первый ряд блоков, во время укладывания не забываем проверять вертикальность кладки.
  • Последующие ряды укладывают со смещением в половину шлакоблока. Уже после укладывания третьего ряда на шлакоблоки кладут арматуру, это повысит надёжность стенок.
  • Когда будете укладывать последний ряд, то нужно будет оставить проём для балок перекрытия.

Крыша и пол

Для строительства кровли в устроившиеся гнёзда вводят балки перекрытия. Правильнее применять двутавровые металлические швеллера, однако это относительно дорогой вариант, возможно ограничиться древесными компонентами, заранее обработав материал от гниения.

На балки настилаем дощечки, и укладываем гидроизоляцию. А затем устанавливают крышечный материал.

Завершающая стадия строительства гаража – это залив пола. Для этого необходимо снять прослойку почвы, низ котлована утрамбовать и засыпать щебёнкой и песком. Затем устанавливают каркас из арматуры, и заливают бетон согласно уровню цоколя.

Особенности отделки стен

Сперва о наружной отделке. Зачастую в интернете пишут о том, что шлакоблоки без внешней отделки разрушаться. Однако на практике подобные сооружения служат множество годов и с ними ровным счётом ничего не случается.

Но для подстраховки и защиты пористой структуры шлакоблоков от влияния окружающей среды возможно нанести на стенки штукатурку и затем покрасить специальной краской, которая сделает ваш гараж эстетичным.

Устройство напольной поверхности

Напольная поверхность сооружается на уровне цоколя, при этом толщина стяжки – не менее 10 см. В первую очередь необходимо подготовить поверхность: убирается строительный мусор, при необходимости выравнивается поверхность и устраняются большие неровности. Это можно реализовать путем засыпания на дно котлована мелкого щебня или же песка.

Стяжка заливается бетонным раствором. Его можно либо приобрести уже готовым –марка М200, либо же приготовить самостоятельно. Раствор заливается непрерывно в несколько слоев, а когда смесь схватится, переходим к затирке получившейся поверхности. Как правило, пол в гараже остается в таком виде и не устилается какими-либо другими материалами.

Этапы строительства

Технология возведения предполагает несколько этапов:

  • закладка фундамента;
  • обустройство цоколя, который обеспечивает дополнительную теплоизоляцию и вентиляцию помещения;
  • установка ворот;
  • кладка стен;
  • выполнение стяжки для пола;
  • кровельные работы;
  • общая отделка (при необходимости).

Нюансы работы со шлакобетоном:

1. фундамент несет колоссальные нагрузки, поэтому общая масса готового сооружения не должна превышать 100 тонн;

2. гараж рекомендуется поднимать над уровнем почвы не ниже 70 см;

3. отмостка сводит к минимуму воздействие на основание дождевой и талой воды;

4. не рекомендуется применять на местности с влажными, а также глиняными или суглинковыми почвами, потому что он не выдерживает нагрузок при смещении грунта.

Коротко о фундаменте и крыше

Шлакобетон – материал относительно легкий, поэтому будет достаточным выполнение ленточного основания. Инструкция по заливке фундамента содержит требования:

  • до проведения работ необходимо изучить геодезию местности – ознакомиться с составом почвы; выяснить, как сильно она промерзает, и на какой глубине проходят грунтовые воды;
  • просмотреть сейсмическую активность в регионе.

Полученная информация поможет рассчитать требуемые параметры траншеи для фундамента. Обычно ее ширина составляет 0,4 м, глубина может варьироваться в пределах 0,6–1,2 м в зависимости от уровня промерзания земли. При заливке дно и стены траншеи должны быть плотными, поэтому рыхлый грунт необходимо убирать.

Существует несколько способов выполнения основания. Наиболее популярной считается технология бутобетонного фундамента: укладка в подготовленную траншею бутового камня, который заливается цементным раствором с консистенцией густой сметаны (марка цемента должна быть не ниже 150 марки).

Для выполнения кровельных работ обычно используются балки, длина которых превышает ширину крыши на 0,25 м с каждой стороны. Это необходимо для создания защитных козырьков от дождя. Балки укладываются поперек с ориентировочным шагом в 0,8 м. Кровлю зашивают брусьями толщиной не менее 0,04 м. Для гидроизоляции используют рубероид.

Кладка шлакоблока своими руками не отличается от укладки кирпича. Инструкция по строительству предлагает несколько методов:

  • кладка в пол камня;
  • в камень;
  • в 1,5 камня;
  • в 2 камня.

Для расчета необходимого количества шлакоблока можно использовать нижеприведенную схему, в основу которой положена кладка стен в пол камня.

Вычисляем площадь (в м2) самой большой грани блока исходя из ее размеров:

Определяем, сколько шлакоблоков содержится в 1 м2 стены:

1 / 0,0741 = 14 (13,49 округлили до целого).

Вычисляем общую площадь стен (в м2) за вычетом размера ворот. За основу возьмем проект на две машины. Предположив, что высота составляет 2,5, длина и ширина – 6 м, а параметры ворот – 2х2,2 м2, получим:

Количество блоков для возведения постройки:

Следует помнить, что приведенная схема расчетов весьма условна. К полученному результату необходимо прибавить небольшое количество на непредвиденные обстоятельства, например, бой.

При ориентировочной стоимости одного блока шлакобетона в 65 рублей (цены в рублях могут меняться с течением времени), построить гараж размером 6х6 м2 обойдется в сумму:

Если выполнять кладку стен сторонними силами, к полученным выше затратам необходимо прибавить стоимость укладочных работ, которая зависит от времени года, суммарного объема задач, от высотной отметки кладки. В среднем положить 1 м2 шлакобетона стоит 2300 рублей. Соответственно, на строительство гаража размером 6х6 м2 при высоте потолка 2,5 м потребуется 127 880 рублей.

Начало строительства

Прежде чем приступить к сооружению гаража, нужно принять некоторые подготовительные меры, а именно:

  1. Разработать проект гараж с учетом всех деталей.
  2. Рассчитать необходимое количество шлакоблоков.
  3. Определиться со способом укладки блоков.

Создание проекта

За этим громким и возможно для некоторых пугающим названием скрывается относительно несложная процедура.

Все, что здесь нужно – это определиться с конструкцией строения и набросать эскиз на бумаге, учитывая размеры всех элементов сооружения, примерно как показано на фото выше.

При разработке чертежа следует подумать над тем, в каких целях будет использоваться гараж – только для хранения авто или еще и для ремонта, понадобиться ли смотровая яма или погреб и т.д.

После этого на основе схематического чертежа можно составить смету и закупить количество необходимого материала.

Детальная разработка проекта поможет избежать серьезных ошибок в ходе строительства и послужит ориентиром на всех этапах работ.

Расчет количества шлакоблоков

Для расчета количества блоков можно использовать следующую схему, рассмотренную на примере строительства стен толщиной в полблока. Сначала следует высчитать площадь внешней грани шлакоблока, размеры которой обычно составляют 19х39 см.

В результате умножения получается 741 см2, что составляет примерно 0,0741 м2. Чтобы узнать, какое количество блоков пойдет на сооружение 1 м2, нужно 1/0,0741. Получится приблизительно 13,49.

Таким образом, для возведения квадратного метра стены понадобится 14 шлакоблоков (округленное значение).

Далее нужно вычислить периметр гаража, сложив его длину и ширину и умножив на два результат сложения. Полученная величина умножается на высоту стен, после чего высчитывается общее количество шлакоблоков. При этом нужно исключить из расчетов площадь ворот.

Пример:

  • размер гаража – 6х8;
  • высота стен – 2,5 м;
  • площадь ворот – 8,5 м2;
  • периметр будет составлять: 6+8*2 = 28 метров;
  • 28*2,5 (высота стен) = 70 м2;
  • 70 – 8,5 (площадь ворот) = 61,5 м2;
  • 61,5*14 (количество блоков для 1 м2) = 861 шлакоблок.

По данным расчетам уже можно примерно представить, сколько стоит такой гараж, если вы уже определились с размерами для своего строения.

Способ укладки

Шлакоблочная кладка при сооружении гаража ничем не отличается от кирпичной, а способ укладки зависит от нагрузки на стены строения. Всего существует несколько методов кладки:

  • укладка в полблока – применяется в основном для внутренних перегородок, поэтому такой способ больше актуален для других типов строений;
  • кладка в полтора блока – часто используется при сооружении несущих стен здания;
  • кладка в два блока – применяется при возведении двух- и трехэтажных сооружений;
  • укладка в один блок (тычковый метод) – именно этот вариант чаще всего используют при строительстве гаража, как наиболее оптимальный.

Узнайте больше о кладке шлакоблоков из видео:

Достоинства и недостатки шлакоблочного гаража

Блоки можно изготавливать и самостоятельно, что существенно сокращает затраты на строительство.

Материал обладает массой достоинств:

  1. Скорость возведения. За счёт больших габаритов шлакоблока процесс укладки продвигается очень быстро.
  2. Расход цемента. В процессе работ расходуется значительно меньший объём раствора.
  3. Огнеупорность. При воздействии высоких температур изделие остаётся в первозданном виде, даже не трескается.
  4. Долгий срок эксплуатации. Построенный из такого материала гараж простоит не меньше 50 лет.

Среди недостатков выделяют:

  1. Наличие токсичных веществ в составе. При производстве используются материалы с наличием в структуре вредных примесей, но в крайне малых дозах.
  2. Низкий уровень звукоизоляции. Из-за пористой структуры материала шумоизоляция оставляет желать лучшего.
  3. Тяжёлый вес. Большой объём блока значительно ускоряет работу, однако придётся потрудится при его подъёме.

Этапы строительства

Перед тем как приступать к возведению фундамента, нужно подготовить место для строительства и разметить участок согласно ранее разработанного плана.

Подготовка местности и разметка

Прежде всего площадку, на которой планируется строительство, следует максимально выровнять и очистить от мусора. Это можно сделать как с помощью специальной техники, так и вручную – все зависит от состояния участка и возможностей будущего владельца.

Особое внимание нужно уделять наличию крупных корней в земле (особенно в месте заложения фундамента), которые в будущем могут прорасти и нанести вред строению. Поэтому при подготовке территории от них необходимо избавиться

После этого согласно составленному ранее чертежу производится разметка под ленточный фундамент – такого типа основания вполне достаточно для гаража. Наметить контур фундамента можно с помощью арматуры и лески либо шнура.

Прутья вбиваются по углам периметра с внешней и внутренней стороны основания (минимальная ширина конструкции – 30 см), после чего между ними натягивается шнур.

Сооружение фундамента

По окончании разметки выкапываются траншеи под фундамент, глубина которых в идеале должна быть ниже уровня промерзания грунта, но для средней полосы России хватит и 60 см.

Далее выполняется укладка подушки из песка и щебня. Толщина каждого слоя должна составлять около 30 см.

После этого устанавливают опалубку из досок, стенки которой покрывают слоем гидроизоляции из полиэтилена или рубероида. Следующий этап – сооружение арматурного каркаса из прутьев толщиной 12-14 мм.

Такая конструкция придаст основанию прочность и устойчивость к деформациям, возможным вследствие подвижек грунта.

На этом подготовительные работы считаются завершенными, и остается лишь залить фундамент.

Для этого можно заказать готовую смесь, доставляемую в специальных автомобилях, или приготовить раствор самостоятельно, используя компоненты: цемент, песок и щебень в соотношении 1:3:5.

Возведение стен

Перед укладкой шлакоблока нужно позаботиться о гидроизоляции фундамента, ведь если строить гараж, то делать это нужно грамотно. Для этого используются все те же целлофан или рубероид, которые укладывают по периметру основания.

Также заранее выставляется рама для ворот, фиксируемая с помощью распорок. Укладка блоков начинается от угла и выполняется в следующей последовательности:

  • Выкладывается первый ряд шлакоблоков, в процессе укладки которого проверяется горизонтальность кладки.
  • Следующие ряды кладут со смещением в полблока. После возведения каждого третьего ряда на блоки укладывают арматурные прутья, что делает стены более прочными.
  • При укладке последнего ряда оставляют проемы для балок перекрытия.

Следует также учитывать, что задняя стена гаража должна быть ниже передней части. Это обеспечит уклон кровли, величина которого зависит от материала покрытия и может варьироваться от 5 до 35 градусов.

Крыша и пол

Для сооружения крыши в обустроенные гнезда вставляют балки перекрытия. Лучше всего использовать двутавровые стальные швеллеры, но поскольку этот вариант довольно дорогой, можно обойтись деревянными элементами, предварительно подвергнув их специальной обработке от гниения.

Поверх балок настилаются доски, и укладывается гидроизоляция. После этого монтируют кровельный материал.

Заключительный этап возведения гаража – заливка пола. Для этого снимают слой грунта, дно котлована трамбуют и засыпают песком и щебнем. Далее монтируют арматурный каркас и заливают бетон по уровню цоколя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий