Ремонт велосипедного колеса с помощью станка

Про люфт колеса

Классически люфтом называют — зазор при плохом прижиме, соединении деталей; состояние, когда одна деталь свободно в небольших пределах движется в разные стороны без сцепления или контакта с другой деталью.

Люфт колеса велосипеда – это некоторое смещение его плоскости относительно оси вращения или втулки, приводящее к движению по восьмерке. По причине люфта во время езды ощущается так называемое биение колеса. Это явление возникает при смещении колеса вправо или влево по отношению к вертикальной оси движения.

Как образуется люфт

Люфт образуется в результате раскручивания контргаек и конусов на оси втулки. По идее, так не должно происходить само по себе, но часто втулки бывают неправильно отрегулированы изначально или же внутрь попадает песок, который разбивает шарики и дорожки на конусах, отчего появляется люфт. При этом, люфтящее колесо свободно крутится, и казалось бы, можно дальше ездить, но каждая неровность дороги разрушает гладкую поверхность конусов и чашек внутри втулки, отчего втулка может прийти в негодность.

Как обнаружить люфт. Чтобы обнаружить люфт, достаточно просто покачать колесо из стороны в сторону, поперек оси вращения колеса. Вы почувствуете свободный ход руками если на колесе есть люфт. Если колесо стоит жестко, то вам нечего опасаться. Еще один способ снять колесо с велосипеда и попробовать покачать саму ось колеса, не эксцентрик, а именно ось. Заметите свободный ход — несите колесо в мастерскую.

Чем раньше обнаружите люфт, тем лучше. Возможно конуса остались целыми и хватить простой чистки, смазки и регулировки втулки. Если же вы катаетесь с люфтом давно, то будьте готовы на замену всей втулки, но это уже в крайнем случае.

Причины возникновения люфта колес велосипеда

Возможные причины можно объединить в 4 группы:

  • загрязнение механизма и, как следствие, его стирание;
  • длительный срок эксплуатации;
  • изначально неправильно отрегулированная система либо использование некачественных деталей;
  • интенсивная нагрузка либо агрессивный стиль езды.

Шатается переднее колесо

Обнаружив неисправность переднего колеса, необходимо незамедлительно узнать, в чём причина, и произвести ремонт. При разборе переднего колеса нужно поочерёдно выполнить следующие действия:

  1. Снять колесо с велорамы.
  2. Подетально разобрать втулку, почистить её.
  3. Проверить наличие повреждений.
  4. В случае отсутствия неполадок заново заложить смазку, установить сепаратные подшипники.
  5. С одной из сторон оси закрутить радиальную гайку, вслед за чем накрутить контргайку.
  6. Вернуть ось назад.
  7. Совершить закрутку с другого конца, так, чтобы длина гаек по сторонам оси была равной.
  8. Зафиксировать подшипники контргайками с нормальным натяжением.
  9. Проследить за равномерным натяжением гаек (работать следует двумя рожковыми тонкими ключами).
  10. Установить колесо на прежнее место, закрутить его гайками для зажима.
  11. Проверить плавно ли вращается колесо, есть ли люфт.
  12. При обнаружении зазора устранить его, используя шайбу.

Если люфтит заднее колесо

Если шатается заднее колесо велосипеда, необходимо снять его и совершить следующие шаги:

  1. Отсоединить трещотку, чтобы получить доступ к контргайке и конусу.
  2. Разобрать втулку, протереть её, удалив грязь, а также прежнюю смазку.
  3. Оценить состояние подшипников, особенно дорожек качения, просмотреть радиусные гайки.
  4. Если обнаружена неисправность, заменить деталь на исправную.
  5. Вернуть детали втулки на свои места, заложить свежей смазкой.
  6. Закрутить контргайки, конусы.
  7. Совершить поджатие конуса, а также контргайки с той стороны, где установлена трещотка, а с другого конца – отрегулировать натяжение подшипников.
  8. Поставить трещотку на прежнее место.
  9. Проверить легкость вращения (оно должно быть плавным), зафиксировать.
  10. Установить колесо на раму.

Люфт колеса достаточно распространенная проблема, которая возникает в процессе эксплуатации велосипеда. Устранить данную неисправность можно вручную, не прибегая к помощи специалиста.

В случае эксплуатации велосипеда с данной неисправностью длительное время колесо может полностью выйти из строя. Деформируется ось, конусы и дорожки качения внутри втулки. Это приведет к полной замене обода с неисправной втулкой.

Какой клей выбрать?

Выбирая клей для устранения дыры в камере, первоочередно необходимо проанализировать ситуацию и определить максимально эффективный вариант. По своим свойствам клей можно разделить на четыре категории:

  • суточные, которые требуют выдержку заплаты под прессом в течение 24 часов;
  • монтажные — обеспечивают полное высыхание по истечению 5-12 часов;
  • быстродействующие — гарантируют возможность использования проклеенной поверхности через 30 минут;
  • мгновенного действия. Клей данной группы достаточно удобен в использовании, поскольку предусматривает нанесение на одну поверхность и не требует времени на сушку перед приклеиванием.

Как правильно собрать велосипедное колесо. Подробная инструкция, советы по балансировке, много фотографий.

Колесо — это именно та часть велосипеда, которая находится в непосредственном контакте с землёй. А поскольку колесо также иногда встречается с бордюрами, камнями и прочими неровностями, то рано или поздно обод придется менять. Надо идти в мастерскую и, заплатив немаленькую сумму, получить качественно собранное и отбалансированное колесо. Между тем, можно собрать колесо самостоятельно, тем более, что вряд ли кто-то захочет платить за сборку колеса «Камы» или «Салюта» треть цены велосипеда.

Итак, чтобы собрать колесо, нам потребуются: спицы с ниппелями, обод, втулка и спицевой ключ. Также желательно иметь отвертку, но можно обойтись и без неё.

В этой статье описана сборка колеса на три креста (каждая спица пересекается с тремя другими)— наиболее распространенным способом. Хотя можно собрать и на два креста и вообще без крестов (солнышком). Чем больше крестов в колесе, тем оно жестче на кручение и тяжелее. Колесо солнышком легче и жестче при ударах, но собирать так заднее колесо или использовать дисковый тормоз в этом случая нельзя — резко возрастет нагрузка на обод и фланец втулки.

Для начала нужно подобрать обод, втулку и спицы (фото 1).

Понятно, что количество отверстий для спиц в ободе, втулке и количество спиц должны совпадать. Для вашего первого колеса лучше использовать новую втулку, спицы и обод, так как в этом случае гарантирована чистота резьбы на спицах, то есть отсутствие проблем с завинчиванием ниппелей, а также и с балансировкой колеса.

Однако в настоящее время необходимо выбрать не только длину спиц, но и их марку, и модель. Если для катания вокруг дома можно ставить недорогие спицы малоизвестных производителей, то для экстремального катания хорошие спицы даже важнее хороших ободов и втулок, хотя на них тоже лучше не экономить. Наиболее качественные спицы производят фирмы DT Swiss и Ritchey. Красиво смотрятся чёрные спицы, но спицы фирмы DT champion Ыаск стоят 75 центов за одну, против 25 центов за серебристую DT champion. Платить ли в три раза больше за красоту — дело ваше. А вот тянутые спицы и спицы с переменной толщиной и вправду лучше других. Первые — жестче обычных, вторые — легче, причём не в ущерб прочности.

Теперь немного о том, как собрать прочное и красивое колесо и как соблюсти хороший тон (представьте себе, настоящие велосипедисты относятся к нему весьма щепетильно). Правильным с эстетической точки зрения является колесо, надписи на ободах которого читаются с правой стороны велосипеда, а на втулках — из седла. Также некоторые механики собирают колеса так, чтобы надписи на втулках читались через ниппельное отверстие. Практического смысла во всём этом нет, но если хочется соблюсти все правила, то почему бы и нет

Напротив, правильное расположение крестов очень важно, особенно при использовании недорогих ободов. Дело в том, что у всех ободов есть слабое место — это стык. С наружной стороны обода он часто незаметен, но с внутренней стороны его, как правило, легко найти (фото 2)

С наружной стороны обода он часто незаметен, но с внутренней стороны его, как правило, легко найти (фото 2).

Стык должен находиться под двумя крестами, которые будут скреплять его собой. В этой статье рассмотрен именно такой вариант сборки, при котором будет соблюдено последнее правило.

• Следует обратить внимание на чистоту отверстий для спиц во втулках и, в случае необходимости очищаем их, чтобы грязь не попала на резьбу спиц, и не возникло затруднений при завинчивании ниппелей. • Смазываем резьбу спиц, чтобы облегчить процесс сборки. • Смазываем резьбу спиц, чтобы облегчить процесс сборки

• Смазываем резьбу спиц, чтобы облегчить процесс сборки.

• Вставляем одну спицу в отверстие в левом фланце втулки и в отверстие на ободе, расположенное слева от ниппельного (обод расположен левой стороной к собирающему). Фиксируем спицу ниппелем (см. фото 2).

• Вставляем следующую спицу через одно отверстие во фланце и, отсчитав три отверстия в ободе, вставляем её в четвёртое (фото 3).

Продолжаем процесс, пока не получится то, что изображено на фото 4.

• Разворачиваем колесо правой стороной к себе и вставляем спицу в отверстие в ободе, расположенное в данный момент справа от самой первой спицы (фото 5).

Конструкция задней втулки с тормозным механизмом

Планетарные втулки (рис.1) были изобретены для мотоциклов ещё XIX веке, на какое-то время это устройство было позабыто, но получило свою вторую жизнь в наше время. Используется для переключения скоростей на велосипеде. Такое название втулка получила за схожесть с Солнечной системой. В планетарной втулке шестеренки вращаются вокруг жестко закрепленной оси втулки, как планеты вокруг Солнца. Преимущества планетарных втулок:

  • Такие втулки надежнее кассетных блоков и производители всё чаще возвращаются к этим механизмам, используя их в конструкциях.
  • Благодаря устройству с помощью планетарных втулок, скорости можно переключать не последовательно, а сразу.
  • Планетарная втулка не требует постоянного ухода, разборки, чистки и мытья.
  • Такие втулки достаточно прочные и не повреждаются даже от сильных ударов.
  • Благодаря использованию планетарной втулки, спицы на заднем колесе можно закрепить более жестко, что придает ему дополнительную жесткость.
  • Втулки такого типа позволяют использовать тормоз даже на колесах с восьмеркой.

Недостатки планетарных втулок заключаются в дороговизне и большом весе, но это не мешает использовать их для городских велосипедов, чьи хозяева не гонятся за легкостью велосипеда.

Рис. 1 Планетарная втулка

Динамо втулки — разновидность велосипедных втулок, способных генерировать электрическую энергию. Такие втулки пришли на замену динамомашинам. Такие втулки обеспечивают велосипед автономным источником света, но в данное время это не совсем актуально так как существуют аккумуляторные батареи.

Определение искривлений на колесах

Первым шагом является наблюдение за ободами и спицами. Для этого переверните велосипед вверх дном.
Понаблюдайте за ободами и спицами, чтобы увидеть, какие из них повреждены и какой ущерб был нанесен. Если спицы получили некоторые повреждения, их можно временно зафиксировать с помощью той же техники фиксации обода.
Как только спица получила повреждение, она не может быть подвергнута воздействию тяжелых грузов. Это означает, что даже после вашего временного исправления спица остается уязвимой к потенциальному повреждению.
Следующий шаг — проверить, находится ли ось в правильном положении. Если это так, то обод не должен снова стать правдой. Тормоза велосипеда также следует проверить на наличие смещения или повреждений от сильного удара.
После проверки обода и спиц также проверьте выравнивание колеса

Положите руку на наблюдаемое изогнутое велосипедное колесо и осторожно поверните его вокруг своей оси.
При вращении колеса можно заметить зазор между колесом и тормозной колодкой. Зазор может варьироваться в зависимости от непосредственного положения колеса
На самом деле это не имеет значения.
Наблюдение важно при фиксации изогнутого обода велосипеда дома или в любом другом месте

Когда обод согнут, он сталкивается с тормозной колодкой в деформированной области.
Положите руку на руль и осторожно поворачивайте, пока не заметите, где деформированный обод касается тормозной колодки
В зависимости от того, в каком направлении изгибается обод, затяните велосипедную спицу, противоположную деформации.
Идея здесь состоит в том, чтобы вытащить спицу из изгиба, затянув ее. После затяжки можно избежать нежелательного столкновения между спицей и деформированным ободом.
Теперь, когда вы определили, что спица нуждается в затяжке, вам нужно будет выполнить надлежащую процедуру, чтобы это сделать.
Вставьте ниппель со спицей в выемку гаечного ключа. Как только ниппель со спицами сможет правильно поместиться, поверните гаечный ключ против часовой стрелки, чтобы сделать его более прочным.
При повороте по часовой стрелке спица ослабляется. Вы можете проверить, затягивается ли она, потянув за спицу.
В зависимости от того, какой ущерб нанесен, вы можете затянуть спицу или несколько спиц.
Длину изгиба можно выпрямить, затянув пару спиц прямо поперек изгиба
Поверните гаечный ключ наполовину против часовой стрелки и обратите внимание на разницу.
Продолжайте поворачивать постепенно, пока обод не будет правильно выпрямлен. Если две спицы, по-видимому, не фиксируют изгиб, вам, возможно, потребуется равномерно затянуть еще одну или две спицы.
Могут возникнуть трудности с поворотом ржавых спиц
Но это можно исправить с помощью смазочного масла или обезжиривателя.

Установка спиц велосипедного колеса

Регулировка спиц на велосипеде осуществляется в несколько этапов. Всю работу можно выполнить в домашних условиях, если в наличии имеются необходимые инструменты.

Первый шаг – определяем длину велосипедных частей


Если предстоит регулировка спиц на переднем колесе велосипеда, то можно определением длины деталей даже не заниматься – считается, что именно переднее колесо конструктивно простое, длина всех спиц абсолютно одинакова.

Что касается заднего велосипедного колеса, то здесь все несколько сложнее. Дело в том, что в этом колесе спицы устанавливаются разной длины, так как необходимо соблюсти разность наклона.

Обратите внимание: специалисты не рекомендуют самостоятельно заниматься определением длины спиц. Для этого имеются специальные калькуляторы на сайтах, которые позволяют получить необходимые расчеты в режиме онлайн

Второй шаг – монтажный

Для его проведения понадобится некоторый инструмент – спицевой ключ и отвертка. А выполнять работу нужно в строгом соответствии с пошаговой инструкцией:

Смазываем точки соединения с ниппелями на деталях колеса и резьбовой части спиц.
Если углубленный вход на фланце имеется только с одной стороны, то спицы нужно начинать устанавливать с противоположной стороны.
Во фланец устанавливаются девять спиц – это делается через одно отверстие, то есть между спицами должна остаться свободная «ниша».
Если работа ведется с задним колесом, то спицы монтируются справа от втулки.
Находим расположенный по правую сторону от вентильного входа такой же на ободе, располагаем в нем спицу и закручиваем ниппель, сделав 2 оборота.
От первой установленной спицы по часовой стрелке отсчитываем 4 входа и монтируем вторую спицу и также двумя оборотами закручиваем ниппель

Обратите внимание: втулка нарезной частью должна быть расположена к тому, кто осуществляет работу.
В процессе установки спиц нужно контролировать правильность работы – спицы должны соединять обод справа с фланцем втулки, а между установленных спиц должно оставаться по три свободных входа.. Последующие спицы устанавливаются по такому же принципу, а затем колесо нужно повернуть к себе противоположной стороной и устанавливать спицы в указанном выше порядке

Начинают установку с ключевой спицы, которая расположена слева от вентильного входа

Последующие спицы устанавливаются по такому же принципу, а затем колесо нужно повернуть к себе противоположной стороной и устанавливать спицы в указанном выше порядке. Начинают установку с ключевой спицы, которая расположена слева от вентильного входа.

Обратите внимание: когда все спицы будут установлены нужно выровнять ниппели на одинаковую глубину закрутки. Именно поэтому рекомендуется в каждом случае делать по 2 оборота, чтобы не ошибиться, да и регулировать их по окончанию работы будет проще

Третий шаг – натяжение спиц


Этот шаг считается завершающим и выполняется легко. Нужно лишь убедиться в том, что ниппеля закручены на одинаковое число оборотов. Если спицы короткие, то это можно определить по количеству видимых «ступенек» резьбы в ниппелях

После того, как все этапы будут завершены, необходимо установить колесо с набранными спицами на специальный станок или любое другое приспособление (для этого можно воспользоваться велосипедом). Именно в таком положении будут видны все неровности – перекос колеса в любую сторону можно исправить регулировкой закрутки ниппелей. Чаще всего достаточно сделать половину оборота, чтобы выровнять колесо. Учтите, что подобный контроль нужно провести дважды – когда колесо расположено горизонтально и когда вертикально.

(78 голос., средний: 4,76 из 5)

Советы как избежать проколов

Чтобы уменьшить вероятность неожиданного повреждения шины и камеры во время поездки следует придерживаться нескольких простых правил.

  • Поддерживать рабочее давление в колесе на необходимом уровне. Здесь нет конкретной цифры, т.к. для определенных камер/покрышек номинальное рабочее давление может быть разным. Например, на горных велосипедах давление в камере должно составлять около 2,5-5 bar, а на шоссейных – 6-9 bar. На покрышке велосипеда есть соответствующие надписи минимального и максимального давления. Выглядит это примерно так. Если давление будет слишком маленьким, то это в значительной степени увеличивает риск прокола. Стоит помнить, что при езде зимой или в осенне-весенний период температура на улице ниже, чем в квартире. Поэтому в холодные дни камеру следует накачивать немного сильнее (т.к. при уменьшении температуры воздуха в закрытом объеме уменьшается его давление). Следовательно, если вы летом качаете до 3 bar, то зимой можно увеличить давление примерно на 1 bar (но не выше максимально допустимого).
  • Менять покрышки после их износа. При выработке своего ресурса (стирании протектора) вероятность прокола так же увеличивается. И если у вас изношенная шина, и вы стали замечать, что колесо стало пробиваться все чаще, стоит задуматься о замене покрышки.

На рынке велозапчастей можно встретить еще два девайса, которые призваны упростить жизнь (по крайней мере, они так себя позиционируют) при езде на велосипеде. Это антипрокольная лента и герметик, который заливается в небольшом количестве внутрь камеры и призван «затягивать» проколы во время езды.

Антипрокольная лента представляет собой полоску из мягкого, прорезиненного пластика или же в более дорогих изделиях — кевлара, которая может клеиться или просто вкладываться между покрышкой и камерой велосипеда, и защищать от проколов. Но здесь есть свои подводные камни. Дешевая антипроколка, во-первых не всегда защищает от прокола, а во вторых может развалиться внутри покрышки и своими осколками перетереть камеру в труху, тем самым обрекая последнюю на выброс. Плюс ко всему это лишний вес. В общем, посидев на форумах, сошелся во мнении, что их больше хают, чем хвалят.

Что касается герметика, тут тоже все не так хорошо. Как временное решение, когда не хочется возиться с заменой камеры использовать, конечно, можно. Но герметик не заклеивает прокол полностью, а лишь уменьшает утечку воздуха. Плюс ко всему наблюдались жалобы после использования, когда на место прокола хотели наклеить латку.

В общем, по мнению редакции, лучше использовать более качественные велосипедные покрышки со встроенной защитой от проколов, возить с собой запасную камеру и не заморачиваться с вышеперечисленными аксессуарами.

Ох, уж это яйцо

Теперь можно поговорить и об этой поломке. Этот тип деформаций возникает при прыжках и сильных ударах. Форма обода вытягивается, напоминая яйцо. Ремонт этого вида искривлений также не требует особых умений, но требует усидчивости. Если вы занимаетесь выполнением трюков и прыжков, то должны знать, как убрать яйцо на колесе велосипеда. Набор инструментов нам понадобится тот же. Это спицевой ключ, и в редких случаях — станок.

Итак, берём мелок и начинаем прокручивать покрышку. В месте, где мелок оставил след, будет искривление. Как и в первом случае, нам нужно подкрутить спицы. Если в предыдущем случае мы поочерёдно отпускали и подтягивали их, то здесь нужно подтянуть ту, которая расположилась по центру овала на 1/2 оборота, а соседние с ним на 1/4. Остальные спицы, участвующие в искривлении, затяните на 1/8. Не переживайте, если у вас с первого раза не получилось исправить яйцо на колесе велосипеда. Тщательно проверяйте свои действия. Это кропотливая работа, требующая усидчивости и внимательности. Проявите настойчивость, терпение, и у вас всё получится.

Подкручиваем спицы при деформации колеса

Ремонт колеса велосипеда

За время своего существования велосипед претерпел множество изменений и усовершенствований. Новые современные технологии и инновационные решения позволяют сделать велосипед более приспособленным к различным сферам применения. Детали велосипеда постоянно модернизируют, делают более износоустойчивыми и качественными, но есть такие части велосипеда, без которых невозможно движение. К таким деталям относится велосипедная втулка. Велосипедная втулка — это важная деталь колеса. Именно втулка дает возможность колесу крутится. Втулки помещаются в переднем и заднем колесе, проходя своей осью через дропауты. Основными материалами для производства втулок являются алюминий и сталь. Алюминиевые втулки стоят дороже и обладают преимуществами в виде небольшого веса и не подверженности коррозии.

Различают разновидности втулок для велосипедов по их устройству и в соответствии с материалами, из которых они производятся.

По способу производства различают литые, втулки, которые имеют ровную поверхность благодаря способу изготовления. На велосипедах втулки располагаются в переднем и заднем колёсах. Передняя втулка обеспечивает вращение колеса, а в ее фланцы вставлены спицы. Задняя втулка более сложно устроена. Выполняя, как и передняя функцию вращения, она является частью трансмиссионного узла велосипеда. Втулки могут крепиться двумя способами:

  • с помощью гаек;
  • с помощью эксцентриков.

Более современные прогрессивные способы закрепления с помощью эксцентриков. Какие крепления легче монтируются, но и гаечный тип крепления всё ещё используется.

В конструкции втулок с подшипниками различают подшипники насыпные, которые состоят из конуса, металлической чашки и двух подшипников. Насыпные подшипники имеют свои преимущества. Именно такую форму подшипников выбирают проверенные фирмы выпускающие велосипеды. Считается, что у таких подшипников лучше накат. Также используются подшипники с пыльником, так называемые промо подшипники. Втулка велосипеда на промподшипниках защищена пыльниками. Они играют защитную роль, не позволяя пыли попадать внутрь, что существенно продлевает срок службы такого подшипника. Одна из форм ухода за подшипниками — это их переборка. Перебирать подшипники нужно в тех случаях, если внутрь их попадает влага или байк эксплуатируется в условиях горной езды и других видов экстрима.

Чтобы втулки прослужили долго за ними нужно ухаживать. Этот уход заключается соблюдение следующих моментов:

  • Своевременная замена смазки. Новую смазку следует наносить только после удаления старой;
  • использовать только качественные смазочные материалы;
  • не допускать попадания влаги внутри втулки.

Причины возникновения дефекта

Чаще всего восьмерка возникает при неудачном наезде на препятствие или падении велобайка с высоты. Изгиб может появиться как непосредственно после происшествия, так и спустя некоторое время. В результате удара велосипед повреждается, дефект, незаметный сразу, может обнаружить себя после того, как велосипед проедет несколько километров.

Однако и при абсолютно безаварийном передвижении по идеально гладкому дорожному полотну на ободе может образоваться восьмерка. Следует учитывать, что на колесо постоянно оказывают влияние следующие нагрузки:

  • вертикальные – колесо испытывает их постоянно под воздействием веса райдера и самого велобайка;
  • поперечные – им велосипед подвергается при интенсивном разгоне и резком торможении;
  • осевые – воздействуют на колесо при совершении резких маневров и при поворотах.

Со временем эти нагрузки приведут к тому, что колесо утратит свою изначальную форму и приобретет изгиб. Как скоро появится восьмерка, зависит от ряда факторов:

  • стиля езды;
  • вида дорожного покрытия;
  • наличия на трассе препятствий (актуально при езде по бездорожью);
  • соответствия веса велосипедиста заявленному при подборе двухколесника;
  • материала, из которого изготовлен обод.

Станок для правки и спицовки колесного недостатка велобайка своими руками

Рассмотрим, как сделать станок для правки велосипедных колес самостоятельно. Зачастую активная езда на велосипеде приводят ко многим элементарным дефектам. Если же велосипедист катается по ровным дорогам, про подобные дефекты можно надолго забыть. Но как же быть, если езда активная? Значит нужно знать и исправлять неполадки самостоятельно, при этом изготовив элементарный станок для правки. Но что делать, если в вашем городе нет мастерских по ремонту таких неполадок? Выход всегда есть! Можно сделать станок для правки колес велосипеда своими руками.

Предлагаем смастерить элементарный станок для правки колес велосипеда самостоятельно дома. Процесс исправления на станке может затребовать огромных сил, но корректировать можно быстрее с помощью станка. Для самостоятельной конструкции станка потребуются следующие материалы и инструменты:

  1. Профильный лист оцинкованный на 28х27 –в количестве 2 метров.
  2. Гаечные винты М5 – в количестве 12 шт.
  3. Магнитики 10х1,4 мм. – в количестве 10 шт.
  4. Обыкновенная линейка шириной 30 см.

Наш станок будет рассчитан для правки велосипедных колес от 10 до 28 дюймов. Длина не имеет определенного значения, а расстояние будет подбираться по оси колеса с регулировкой перемещаемой правой стойки относительно левой. Чтобы закрепить правую стойку под ось иной величины нужно обязательно сделать про сверловку дополнительных отверстий в нижней перекладине.

Все детали для станка изготавливаются из оцинкованного профиля. В верхней части стоек обязательно должны быть прорези для скорой установки колеса. Для соединения станка понадобятся винты М5 с гайками в количестве 12 шт. Станок легко разбирается и собирается, можно хранить дома. К каждой линейке приклеивается суперклеем по пять магнитов. Правку на станке делать с поддержкой двух линеек, которые прикреплены к стойкам на магнитах. Подобная конструкция станка свободно перемещается и отслеживается биение в двух полостях. Первые испытательные моменты можно провести на детском велосипеде. Обычно затрачивается 20 минут, после чего колесо принимает идеальную форму. Чтобы собрать элементарный станок для правки велобайка, результат будет положительным.

Источник

Про люфт заднего колеса велосипеда

Причины возникновения

Основными причинами, приводящими к возникновению люфта, являются:

  • Износ колесной втулки.
  • Износ конуса (радиусной гайки).
  • Повреждение дорожек качения подшипников из-за активного катания по бездорожью.
  • Износ насечек на контргайках.
  • Искривление ободов колеса велосипеда в случае падения или активного катания, например, при осуществлении прыжков и выполнении трюков.

Стоит отметить, что люфт колеса чаще всего возникает у активных райдеров. Дефект можно объяснить интенсивным катанием на велосипеде. При высоких нагрузках все части трансмиссии подвергаются повышенному износу. Детали чаще приходят в негодность, требуют замены или ремонта.

Если люфт колеса велосипеда обусловлен ослаблением контргайки и радиусной гайки, нет необходимости заменять элементы на новые. Для устранения возникшей проблемы достаточно лишь затянуть крепежные элементы при помощи подходящего по размеру ключа

Обратите внимание на наличие зазора между рамой велосипеда и контргайкой. Его нужно заполнить специальной шайбой

Самостоятельно выправить люфт ободов довольно сложно. Для его устранения лучшим решением будет обратиться в веломастерскую.

Как обнаружить люфт

Также можно воспользоваться проверкой при помощи торможения. Если в дороге при попытке затормозить вы чувствуете, что байк начинает вилять и клониться в разные стороны, скорее всего колесо имеет восьмерку. Недостаток такого типа встречается, как правило, на бюджетных моделях велосипеда.

!Важно:

Не стоит стремиться к абсолютно ровному кручению колеса. Специалисты отмечают, что минимальный люфт вполне допустим. Следует лишь следить за тем, чтобы проблема не усугублялась. Регулярно проводите осмотр велосипеда и предпринимайте необходимые действия при обнаружении серьезного недостатка.

Устранение дефектов велосипедного колеса

Когда область искривления колеса найдена, пора приступать к его выпрямлению. Сделать это своими руками под силу каждому владельцу двухколесного транспорта, тем более что подобные проблемы могут возникать с завидной регулярностью. Существует два способа самостоятельного устранения восьмерки:

  1. Силовое выпрямление, или «коленом», как говорят велосипедисты.
  2. Метод подтяжки и ослабления спиц колеса.

Силовое выпрямление

Чтобы убрать изгиб таким способом, потребуется снять колесо с рамы. Покрышку с камерой в этом случае снимать не нужно. Поворачиваем выпуклостью к себе и хватаемся за обод и шину с обеих сторон. При средних деформациях оптимальный захват колеса – положение «10» и «2», то есть по 60 градусов в обе стороны от очага восьмерки. Приставляем колено к самой выпуклой области и с силой давим от себя.

Какое положение колеса позволит лучше всего выровнять обод? Если сил в ноге достаточно, то давить можно и на весу. Альтернативный вариант – поставить колесо вертикально дефектным участком вверх. Здесь понадобится помощь напарника. Он должен крепко прижимать колесо к полу. После выправления колесо надевается на раму и снова проверяется методом вращения.

Назвать этот метод эффективным нельзя по нескольким причинам:

  1. Невозможно выгнуть мелкие изгибы.
  2. Обод может перегнуться в другую сторону.
  3. Неудобно.
  4. Низкая точность.
  5. Не каждый обод так просто может подвергаться простому силовому воздействию.

Относительно неплохо данный способ работает где-нибудь в дороге, когда восьмерка образовалась внезапно из-за наскока на крупное препятствие и ее необходимо срочно выправить, чтобы доехать до пункта назначения.

Регулировка колесных спиц

Переходим ко второму варианту устранения кривизны обода. Регулирование спиц заключается в их поочередном ослаблении и подтягивании. Для работы с ними нам понадобится специальный инструмент – спицевой ключ. Это незатейливое приспособление представляет собой кругляш с квадратными отверстиями сбоку под разные размеры спиц. Купить ключ без проблем можно в любом веломагазине.

Внимание! Изменять натяжение спиц следует только спицевым ключом, и ни в коем случае не плоскогубцами или разводными гаечными ключами!

Чтобы выровнять восьмерку на колесе велосипеда, понадобится терпение, особенно тем, кто делает это в первый раз. Шины необходимо полностью снять.

Сначала следует проверить натяжение всех спиц. Зачастую обод искривляется из-за их общего ослабления. Проверить это просто: когда спицы явно болтаются и «слушаются» пальцев как струны на гитаре, то необходима их подтяжка примерно на 1 оборот по всему колесу. Если такой проблемы не наблюдается, то ничего трогать не надо: так можно только усугубить восьмерку.

Отмечаем дефектную область и приступаем к «центральной» спице – той, которая расположена у выпуклости. Поворот спицы осуществляется в сторону, противоположную направлению выпуклости. Спицы по бокам от нее ослабляются. При восьмерке на три спицы схема выпрямления следующая:

  • Затяжка центральной на четверть оборота ключа.
  • Ослабление крайних спиц на восьмую часть оборота: сила ослабления вдвое меньше силы натяжения по центру.

При восьмерке на 7 спиц ремонт колеса делается так:

  • Натягивается центр на пол-оборота.
  • Ослабляются две спицы (вторая и третья) по бокам на ¼ оборота ключа.
  • На 1/8 затягиваются четвертая и пятая спицы.
  • Ослабляются шестая и седьмая (крайние) спицы на 1/8 оборота.

Чередование натяжения и растягивания проводится таким образом, чтобы крайние спицы на восьмерке были ослаблены. Для проверки результата колесо вешается на велосипед и тестируется на остаточную кривизну. Если восьмерка выгнулась в обратную сторону, следует убрать все натяжение и усилить момент затяжки на ослабляемых спицах и снова повторить процедуру, но уже с меньшими силами затягивания и ослабления.

Несмотря на то, что придется изрядно повозиться, можно добиться идеального результата – выпрямления колеса до ровного круга. И если в первый раз работа может затянуться слишком долго, то при последующем возникновении восьмерки ремонт пойдет куда быстрее. Теперь при появлении дефекта на колесе можно не откладывать байк в сторону, а быстро подрегулировать спицы самостоятельно и возобновить поездки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий