Вентиляция в гараже: правильный выбор и установка

Вентиляция в подвале гаража

Устраивая данную вытяжку, температура воздуха не играет роли, поэтому подачу воздуха при устройстве вентиляции в подвале гаража можно устраивать снаружи строения. Но чтобы не было попадания снега и дождя, мелкую сетку на конец приточной трубы необходимо поставить. В подвале естественная повышенная влажность. В связи с этим, чтобы сделать вентиляцию в подвале гаража, есть смысл настроить прогрев подаваемого воздуха.

Сделать это можно своими руками, практически одной трубой, предварительно подготовить лишь некоторые детали:

  • лист асбестоцементной трубы, размером около 1 м;
  • нихромовую спираль толщиной 0,2-04 мм с керамическими бусами;
  • два куска плоского шифера квадратной формы 1,4 × 1,4 м;
  • осевой вентилятор для установки внутрь пластмассовой трубы.

Определиться с выбором места для нагревателя. Затем остается собрать подготовленные части отопителя и запустить в работу.

Порядок сборки будет следующий:

  1. Поместить спираль внутри асбестовой трубы, концы вывести наружу и через провод соединить с вилкой.
  2. Выложить шифер на пол и стену (если она из горючего материала).
  3. Установить асбестоцементную трубу на опоры над выложенным шифером и закрепить ее.
  4. Соединить две трубы: асбестовую со спиралью и пластиковую с установленным вентилятором.

Подключить шнур со спиралью в розетку на 220 в, и включить вентилятор для вытяжки. Воздух, затягиваемый внутрь трубы, прогревается и выходит наружу уже теплый, просушивая подвальное помещение.

Как сделать эффективной естественную вентиляцию

Чтобы система естественного воздухообмена удовлетворяла минимальным санитарным требованиям к помещению гаража, при ее планировании и обустройстве необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Приточные отверстия должны располагаться на максимально низком расстоянии от поверхности земли, срез вытяжной трубы стараются расположить на максимальной высоте. При этом подводов может быть несколько, а труба вытяжки для помещения гаража только одна, для подвала необходимо устанавливать свою отдельную вытяжную трубу;
  2. Чтобы уменьшить количество застойных зон и обеспечить максимальное обтекание транспорта, хранящегося в гараже, приточные окна вентиляции должны делаться на максимальном горизонтальном удалении от вытяжной трубы.
  3. Для обеспечения вентилирования помещения площадью в 15 м2 с нормальной кратностью воздухообмена 4- 5 раз в течение часа, потребуется вытяжная труба 100 мм. При увеличении площади гаража с каждым дополнительным квадратным метром диаметр трубы увеличивается на 10 мм.

Совет! Таким образом, для естественной вентиляции стандартного гаража в 24 м2 теоретически необходима труба почти в 200 мм. На практике такие вытяжные каналы не используют, вместо одной толстенной трубы устанавливают две «сотки».

Кроме того, приведенный расчет выполнялся для стандартной высоты среза трубы вентиляции в 3000 мм над грунтом. Одна труба для вентиляции гаража, поднятая на высоту в 5 м, покажет производительность на 40% больше суммарной пропускной способности двух труб с высотой установки в 3 м.

Увеличение диаметра вытяжного канала от расчетного значения не всегда приводит к увеличению тяги. Уменьшение диаметра делает работу естественной вентиляции более стабильной, но снижает производительность. Оптимальную величину производительности естественной вентиляции можно получить, исходя из приведенных расчетов. При этом размеры приточных окошек должны соответствовать диаметру вытяжки.

Как сделать вытяжку в гараже

Чтобы установить конструкцию своими руками, нужно выполнить следующие шаги:

  1. Отступите от пола 15-20 см в высоту.
  2. Проделайте перфоратором отверстие в стене для притока свежего воздуха.
  3. Вставьте отрезок трубы, участок вокруг нее замажьте штукатуркой.
  4. Перфоратором сделайте пространство в потолке, или отступив от него на 15-20 см вниз по стене. В него будет уходить загрязненный воздух.
  5. В подготовленное место в крыше вставьте трубу. Чем она длиннее, тем эффективнее будет смена воздуха. Ее наружный конец закройте конусовидным куполом для защиты от осадков.

В металлическом гараже можно сделать самый простой и дешевый вариант: в выбранных местах просверлите дрелью отверстия по типу решетки, закройте их сеткой.

Установка в помещении конструкции для вытяжки выхлопных газов – обязательное требование СНиПа 21-02-99. Чтобы правильно выбрать ее тип, следует разобраться в работе каждого из них.


Система вентиляции гаража

Расчет вентиляции гаража

На этапе проектирования воздухопродувной системы гаража рассчитывается естественная вентиляция. В этом сценарии необходимо учитывать характеристики здания, количество стоящих в нем машин, наличие химикатов и ядовитых веществ, а также само назначение помещения.

Существует два способа расчета количества и диметра вентиляционных коммуникаций:

  1. На 1 м2 полагается одно отверстие, размером 15 мм. Выходит, если площадь помещения составляет 10 м2, соответственно потребуются 10 штук вентиляционных коммуникаций.
  2. Общий диаметр всех проемов равен 150 мм. Общая площадь воздухотводных отверстий составляет 0,3% от общей площади сооружения (при расчете для одного канала проветривания).

Расчет установки воздуховодов следует производить, придерживаясь следующих рекомендаций:

  • приточная труба располагается на 10-15 см выше уровня пола;
  • если вытяжка встраивается в стену, то необходимо сделать отступ в 10-15 см от линии потолка;
  • оптимальное расстояние между приточным входом и выпускной трубой — 3 м, высота вытяжной трубы над крышей гаража составляет 50 см.
  • если результат расчета диаметра вентиляционного канала достаточно велик, используйте две вентиляционные трубы с общим поперечным сечением не меньше расчетного.

Как выбрать вентилятор вытяжной для гаража

В гаражах вентиляцию размещают на верхней и нижней зоне, согласно ВСН 01-89. Если в гараже стоит автомобиль, стоит учитывать, что выхлопные газы тяжелее воздуха. Мощность двигателя машины используется для расчета расхода воздуха:

  • 350 м3/ч — до 90 кВт/120 лошадиных сил;
  • 500 м3/ч — от 90 до 130 кВт/от 120 до 180 лошадиных сил;
  • 650 м3/ч — от 130 до 175 кВт/от 180 до 240 лошадиных сил;
  • 800 м3/ч — 175 кВт/240 лошадиных сил.

Необходимо всё точно рассчитать.

Естественная вентиляция в гараже

Если внутри постройки имеется погреб, то его необходимо оборудовать отдельной вытяжной системой (подробнее об этом читайте здесь). Смотровая яма к этому правилу не относится – ее размер учитывается при расчете общей площади.

Чтобы сделать хорошую вентиляцию, нужно опираться на следующие факторы:

  • объем воздуха, который нужно менять;
  • направление ветра и периодичность его смены;
  • уровень температур в регионе и их перепады в зависимости от сезона.

Большое значение имеет разность температуры внутри и снаружи. Воздух в помещении должен быть теплее, а потому легче – тогда он будет легко замещаться более тяжелым. Свежие потоки будут проникать сквозь воздуховод самостоятельно, без вмешательства механических систем, заменяя собой менее плотные воздушные массы.

Также эффективность такого рода конструкции зависит от разных показателей давления между вертикальным положением притока и вытяжки.  Перепад между вводным отверстием и выводным должен быть не менее 3 метров.

Если эти условия не были выполнены при монтаже вытяжки естественного типа, конструкция не будет в полной мере выполнять свои функции. В холодное время года потребуется отопление, чтобы установить разницу температур внутри и снаружи. Входящий поток следует уменьшить путем регулировки открытия воздуховода. Летом вентиляционный проход открывается полностью, а циркуляция обеспечивается за счет направления ветра.

Такая самодельная вытяжка для гаража будет стоить недорого, но ее эффективность не достаточно высока. Приемлемая циркуляция воздуха будет наблюдаться только при температуре на улице ниже +10 градусов. Также может создаваться сквозняк, негативно влияющий на здоровье. Трубы требуют регулярной очистки: летом – от пыли, зимой – от льда.

В смотровой яме

Идеально проводить работы непосредственно в момент ее монтажа. В противном случае придется разбивать всю конструкцию и обустраивать заново.

Вентиляция в смотровой яме выполняется за счет создания дополнительного канала сразу после выравнивания дна и стен. Для этого понадобится пластиковая труба. Идеально, если с диаметром сечения не меньше 10 см. Она вставляется в горизонтальную траншею таким образом, чтобы нижний конец почти упирался в дно, и выводится через стену.

В итоге, даже при накинутом сверху помосте обеспечивается отличная циркуляция воздуха. И это — при минимальном вложении сил и средств в проект.

Посмотрите на то, как это делают другие владельцы гаражей.

Вентиляция в гараже с подвалом

Здесь вентиляция необходима вдвойне, она спасёт пищевые продукты от попадания на них едких и ядовитых веществ, побочно вырабатывающихся при использовании автотранспорта.

Естественная вентиляция подвала или погреба гаража — схема

Делается по тому же принципу, что и в гараже. Вентиляция в погребе гаража должна быть отделённой от гаражной вытяжки. Одна труба заводится в помещение и ведёт поток вниз, практически до самого пола.

Другая труба располагается по диагонали под потолком и выводит воздух через все этажи и кровлю. Над крышей она должна возвышаться на 50-60 см. Чем выше, тем лучше тяга.

Естественная вентиляция гаражного погреба

Заслонки на двух воздуховодах позволят перекрывать попадание холодного воздуха и сохранять положительные температуры в погребе.

Принудительная вытяжка

В дополнение к естественным вытяжным системам добавляются средства принудительной вентиляции.

Это могут быть:

  1. Электрические вентиляторы.
  2. Дефлекторы.
  3. Лампа «Миньон».
  4. Универсальный моноблок.

Дефлектор – приспособление на конце трубы, создающее область разряжения и увеличивающее тягу без затрат электроэнергии.

Лампа «Миньон» спасает в тех случаях, когда погода не обеспечивает разницу температур и циркуляция прекращается. Она подогревает воздух, заставляя его подниматься вверх по вытяжной трубе.

Моноблок — это множество устройств в одном корпусе, в том числе и калорифер, рекуператор, фильтры, вентилятор и проч. Это наиболее дорогой, но самый качественный способ вентиляции.

Вентиляция в погребе гаража

Устройство воздухообмена в погребе гаража своими руками – дело довольно простое, нужно лишь правильно понимать причины для образования влажности. Ведь главной проблемой тут является удаление сырости и выдерживание необходимой температуры для сбережения овощей и заготовок. Как в любом сооружении при устройстве вытяжки, приток воздуха в погребе должен быть в нижней точке, а выход – в верхней.

Чтобы не было сильного перепада температур, при устройстве вентиляции в погребе гаража зимой рекомендуется забор воздуха делать как раз из гаража, а не снаружи строения. А также этим приемом можно осуществлять контроль над температурным режимом: зимой вход делать поближе к овощной яме, а летом настраивать у входных ворот.

Таким способом можно снизить конденсат, хотя полностью избавиться от него вряд ли удастся. Большую роль в образовании капели от конденсата играет покрытие и уклон потолка. Стены обычно не покрывают ничем, а просто наносят штукатурку с дальнейшей побелкой. Таким образом, правильное устройство вытяжки в погребе обеспечит условия для более длительного сохранения урожая.

Правильная вентиляция в гараже

Довольно часто автомобилисты строят для своей машины основательный гараж, а не просто ставят металлический вагончик. Мужчины любят часами возиться с машиной, а делать это в душном и плохо проветриваемом помещении не очень сподручно.

Плохая циркуляция воздуха приводит к тому, что накапливается большое количество влаги, и воздух становится не просто тяжелым, а уже очень вредным для организма. Причем плохо не только человеку, автомобиль тоже страдает от этого. В атмосфере повышенной влажности металлические части машины очень быстро покрываются ржавчиной и выходят из строя.

Зимой грязь и снег в совокупности с испарениями масел и бензина делают воздух практически непригодным для дыхания. Вопрос уже стоит даже не в том, чтобы оборудовать вентиляцию. Надо еще обеспечить ее правильную и качественную работу. Вот критерии, которые помогут вам оценить эффективность циркуляции воздуха в вашем гараже:


Поступление свежего воздуха в гараж

  1. Свежий воздух должен поступать везде, особенно это касается смотровой ямы, пространства под автомобилем.
  2. Количество воздуха притекающего в гараж и выходящего из него должно быть одинаковым.
  3. Вентиляция должна соответствовать размерам гаража и его предназначению.

Как правильно сделать вентиляцию самостоятельно

Подводя черту выше сказанному, можно поставить акценты над устройством вытяжки в гараже.

А они следующие:

  • создание проекта;
  • приобретение нужных материалов;
  • утепление внутри гаража стен, потолка и ворот.

Главное при этом – понимание элементарных законов физики, поэтому при устройстве вытяжки к делу нужно подходить обдуманно. А особых навыков, в основном, здесь и не требуется

Если же заострить внимание на плане перед началом работ, то от его детализации будет зависеть простота всей системы циркуляции воздуха

Но зачастую он даже и не нужен. Например, если обустраивать гаражи без подвалов, вентиляция там будет несложная, при этом отдельный проект даже и не потребуется. Главное здесь – творческий подход и соблюдение элементарных правил при устройстве вытяжки.

Правильная вентиляция в гараже: разновидности

Правила СНиП устанавливают, что вентиляция гаража определяется движением воздуха и разницей температур между внутренней и внешней средой. В соответствии с физическими законами в помещении, где находится автомобиль должны быть предусмотрены два вентиляционных отверстия:

  1. Приточное.
  2. Вытяжное.

Также существует несколько типов вентиляции с точки зрения их технического устройства и функционирования:

  • естественная;
  • принудительная;
  • комбинированная;
  • приточная.

Подробная информация о каждой из систем указана ниже.

Примерные схемы приточки воздуха.

Естественная вентиляция в гараже

Способ естественного воздухообмена, который предпочитает большинство автовладельцев. В его основе — природная циркуляция воздуха. Контраст температуры между холодным уличным воздухом и теплым микроклиматом гаража выступает в качестве катализатора движения воздушных масс.

Принудительная вентиляция в гараже

Для обеспечения механической (искусственной) вентиляции в гараже используются специальные установки, которые подают и отводят воздух. Существует одноканальная и двухканальная вытяжная вентиляция в гараже.

Комбинированная вентиляция

При комбинированной вентиляции воздух проникает в гараж через специальную трубу или воздуховод, а в качестве вытяжки применяется вентилятор, вызывающий необходимое движение потока воздуха.

Приточная вентиляция в гараже

Приточная вентиляция заменяет воздух, а не вытягивает его. Однако приточно-вытяжная система воздуховода как раз обеспечивает приток воздушных масс в помещение и их вывод на улицу.

Вентиляция в гараже просто необходима.

Как сделать вытяжку в гараже: преимущества

Чтобы оценить преимущества принудительной вентиляции, необходимо понять основную природу того, что происходит в составе воздуха в гараже. Помимо атмосферных газов, кислорода, азота и других природных примесей, в воздухе присутствует влага. При низких температурах и низком давлении влага переходит из газообразного состояния в жидкое (туман, роса).

Различные антропогенные газы, например, выхлопные газы, смешиваются с воздухом и могут частично растворяться в воде. В воздухе содержатся частицы пыли и сажи от неполного сгорания топлива, особенно при запуске холодного двигателя.

В воздухе гаража также содержатся пары бензина, растворители, смазочные масла, выделения из резины и пластмассы. Такая смесь придает гаражу характерный запах и совсем не полезна для здоровья и безопасности автомобиля.

Малярные работы в камерах (а гараж – типичный пример камеры), обязательно должны проводиться в противогазе, с подачей чистого воздуха, но автовладельцы ведут себя как камикадзе. Следовательно, самодельный капот в гараже для покраски просто экономит несколько месяцев жизни на лакокрасочном покрытии.

ВНИМАНИЕ: При покраске в обычном гараже частного автовладельца концентрация паров растворителя превышает НСР в десятки и даже сотни раз! Многие растворители, краски и лаки содержат очень опасные канцерогены!

В гаражах часто используется слишком мало места. Бедность – это не недостаток, но это действительно большое свинство. Что мы просто констатируем, не отвечая на вопрос “кто виноват” в нашей стране, и идем дальше. Даже большой гараж нуждается в вентиляции, а маленький – абсолютно точно.

Естественная вентиляция осуществляется путем выпуска воздуха из гаража через открытые двери и ворота. Благодаря большой площади поверхности гаражных ворот воздухообмен неплох, если гараж используется только как парковочное место для функционирующего автомобиля: запуск, выезд, въезд, закрытие.

Но “частный” гараж – это почти всегда мастерская, в которой были и покраска, и почти литье металла. Естественная вентиляция здесь недостаточна, поэтому приходится делать искусственную вентиляцию.

Искусственная вентиляция, которая присутствует в 60-70% гаражных зданий, не решает проблему, для которой она была разработана. Он состоит из дымохода с перегородкой. Дымоход создает тягу, чему способствует дефлектор, который также защищает дымоход с карнизом от осадков.

Воздухозаборники в этих корпусах расположены внизу, на уровне пола гаража, и защищены защитными сетками от грызунов и мелких домашних животных. Работа такой вентиляции сильно зависит от разницы температур между гаражом и внешней средой.

Поэтому владельцы гаражей всегда беспокоятся об отоплении, которое является дорогостоящим вариантом контроля влажности и чистоты воздуха. Это также пожароопасно, поскольку гаражи часто отапливаются не водой, а электричеством или “горящей” плитой.

Принудительная вентиляция использует механическую энергию для ускорения воздушного потока с помощью крыльчатки или лопастного колеса, приводимого в движение электродвигателем. При низком энергопотреблении в несколько десятков ватт (для гаража на одну машину) принудительная вентиляция обладает огромной эффективностью. В России он пока не получил широкого распространения.

Причиной тому – сложившиеся советские стереотипы и представления об устройстве вентиляции, когда электродвигатели были в большом дефиците. Состоятельные люди имеют современные гаражи с системами кондиционирования, но доля таких гаражей в общем количестве в России очень мала.

Вентиляция в гараже своими руками

Необходимо устроить так, чтобы был приток свежего воздуха извне и его вытяжка из гаража. С позиции отопления этот процесс выглядит нелогично, ведь при этом значительная часть тёплого воздуха, нагретого обогревателем или печкой, будет постоянно уходить из помещения гаража. Но, с другой стороны, в процессе приточно-вытяжной вентиляции поступивший снаружи холодный и менее влажный воздух нагреется, вберёт в себя влагу из помещения и выведет её за пределы гаража.

Существует два эффективных варианта приточно-вытяжной вентиляции — естественная и принудительная.

В первом варианте небольшая, но достаточная воздушная тяга образуется за счёт более высокой (по естественным причинам) температуры внутри гаража, во втором — за счёт, к примеру, вытяжного вентилятора.

Естественная вентиляция

Простейший способ устройства вентиляции в кирпичном гараже — образование в кирпичной кладке вентиляционных каналов сечением 260х130 мм (в один кирпич). Можно воспользоваться пустотелыми блоками или кирпичами, уложив их в кладку боковых стен гаражной постройки. Такие вентиляционные проёмы выполняются сверху и снизу в каждом углу по бокам гаража, предотвратить проникновение в гараж птиц и грызунов помогут металлические сетки или решётки, которыми перекрывают вентиляционные проёмы. Какая-то вентиляция при этом достигается, вот только насколько она эффективна — судить об этом сложно.

Классическое построение приточно-вытяжной вентиляции заключается в установке двух труб — первой в одном углу, второй в противоположном. Естественный воздухообмен возможен только при потоке воздуха снизу вверх, поэтому первую трубу следует расположить в горизонтальном положении, в 150–300 мм от уровня пола, входное отверстие вытяжной трубы должно быть практически на уровне потолка. Диаметр вентиляционных труб определяется, исходя из общей внутренней площади гаража: на один м2 площади — 15 мм диаметра трубы. Материал для создания вентиляционных труб может быть любым — доска, пластик, кирпич, кровельное железо, популярны готовые воздуховоды, выполненные из алюминиевой фольги. От попадания в поднятую над уровнем гаражной кровли на 500 мм вытяжную трубу дождевых потоков на её торце крепится конический, цилиндрический, пирамидальный колпак. Для быстрого перекрытия вытяжного канала при появлении обратной тяги (опрокидывании тяги) его требуется оснастить заслонкой, которой можно полностью перекрыть сечение трубы.

Недостатки естественной вентиляции:

  • Она работает только при наличии разницы температур между внешней и внутренней атмосферой, т. е. снаружи температура воздуха должна быть ниже. Соответственно, в тёплое время года естественная вентиляция практически не действует.
  • Большое значение в её организации имеет скорость воздуха снаружи гаража — приточная труба, размещаемая вблизи пола, должна быть установлена с наветренной стороны гаражного строения. Однако определить преобладающее направление ветров, а уж тем более планировать по его направлению позиционирование гаража достаточно сложно.
  • Существует потребность в создании значительного перепада давления между приточным и выходным воздуховодами, для этого вертикальная дистанция между ними должна составить от 3 м и более. Но организации столь значительного перепада уровней препятствуют размеры гаража.
  • Значительные низкие температуры во время холодного сезона вызывают обмерзание воздуховодов, набивание их инеем. Сильный поток холодного воздуха, поступающий через приточную трубу, может серьёзно понизить внутреннюю температуру гаража. Планируя естественную вентиляцию на весь период холодного сезона, следует учитывать особенно холодные дни — оборудовать приточную трубу перекрывающей задвижкой, утеплить трубы вытяжки и регулярно очищать их от снега.

Принудительная вентиляция

Принудительная вентиляция гаража строится аналогично естественной с той лишь разницей, что организация циркуляции воздуха поручается не только ветру. Кроме вытяжного вентилятора можно задействовать другие приспособления. К примеру, выставить на торец вытяжной трубы вращающийся дефлектор, поручив ему тем самым функции вентилятора. Повысить температуру внутри вытяжной трубы для лучшей вентиляции можно двумя способами: установкой в её канале маломощной лампочки с узким цоколем (типа «миньон»); окрасить внешнюю поверхность трубы, расположенную над уровнем крыши, в чёрный цвет — в солнечную погоду идущей по ней поток воздуха будет нагреваться. И ещё раз — в холодный сезон вытяжную трубу утеплить обязательно!

Вытяжка в гараже. Особенности работы и расчёт.

Гаражное помещение с постоянно хранящимся в нём автомобилем требует организации в нём вентиляции. Циркуляции воздуха предотвратит возникновение ржавчины в гараже и предохранит автовладельца от выхлопных газов и других вредных испарений.

В погодных условиях России устройство вентиляционной системы для закрытого бокса должно быть организовано очень внимательно.

Для этого нужно учитывать следующие моменты:

  • Разность температуры воздуха окружающей среды и гаражного помещения. За счёт того, что воздух внутри бокса теплее, а соответственно легче, он будет подниматься вверх. В то же время более тяжёлый воздух из окружающей атмосферы самотёком по воздуховоду будет поступать внутрь.
  • Между приточным патрубком и патрубком отвода должна быть разница не менее 3 метров по высоте. За счёт этого будет достигаться разность в давлении.
  • Патрубок притока воздуха должен быть установлен с той стороны гаража, с которой преобладающе дует ветер. И соответственно патрубок отвода с противоположной.

Соблюдение перечисленных правил обязательно. В противном случае эффективность вентиляционной системы будет минимальна.

Для увеличения притока воздуха в помещение стоит вместо круглого воздуховода установить воздухозаборник — решетку. Причём его диаметр должен быть в 2-3 раза больше диаметра основной трубы. Он должен монтироваться на высоте до 50 см. Для уменьшения или увеличения притока воздуха в нём должна присутствовать специальная заслонка.

Для чего нужна вентиляция?

У вентиляции есть несколько основных задач, основываясь на которых, и нужно проектировать устройство вентиляции в гараже:

  1. Минимальная влажность. Чем лучше циркуляция воздуха, тем меньше влаги останется в гараже, соответственно – меньше осядет по углам и на предметах внутри.
  2. Баланс температур. Чем выше разница между температурой в гараже и снаружи, тем больше шанс появления конденсата в баке и салоне при выезде/заезде, в результате – «капля камень точит», а на воде двигатели внутреннего сгорания работать отказываются из принципа.
  3. Удаление запахов. После ремонта или длительного хранения вещей появляются специфические «признаки». Особенно радуют мешки с луком, по счастливому стечению обстоятельств хранящиеся рядом с коленвалом и подшипниками. Спустя некоторое время запах неизбежно въедается в обивку салона, и тогда никакие «ёлочки» не спасут – только химчистка. Если во время ремонта автомобиль нужно заводить – есть шанс отравиться выхлопами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий