Что собой представляет разрешение на ввод
Согласие органа власти на ввод в эксплуатацию объектов дает возможность поставить здания на государственный учет как объекты завершенного строительства или внести нужные изменения в реестр реконструированных сооружений. Сами по себе разрешительные бумаги относительно сооружения не затрагивают вопроса о праве сего собственности и носят чисто технический характер.
Вплоть до 2015 года форма, регламентирующая разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, была зафиксирована в Постановлении Правительства Российской Федерации № 698 от 24 ноября 2005 года. После его отмены строители ориентируются на образец, утвержденный приложением № 2 к приказу Минстроя № 117/пр от 19 февраля 2015 года.
Утвержденная форма выдается конкретному застройщику с указанием полного названия строительной организации или ФИО частного лица и адреса. Фиксируется наименование этапа или всего объекта капитального строительства, адрес, где он расположен и кадастровый номер, присвоенный земельному участку.
Регистрационный номер разрешения на документе про ввод в эксплуатацию объекта недвижимости многокомпонентный и включает в себя:
- двузначный номер конкретного субъекта РФ, где будут проводиться работы. Если проект реализуется более чем на одной территории, то ставится 00;
- трехзначный номер муниципального образования, на территории которого запланировано внедрение проекта. Если в пределах административных границ 2 и более образований, то ставится 000;
- номер порядковый разрешения;
- полный год, в котором выдано разрешение.
Если приводить примеры, то проект, реализуемый на территории 4 смежных районов, скажем Новгородской и Псковской областей, может иметь номер 00-000-164-2017.
Далее идет таблица, содержащая информацию о сооружении. Она для всех видов объектов включает общие показатели: строительный объем и его подземная часть, площадь (общая, а также жилых и пристроенных помещений), количество сооружений, зданий. Далее форма предполагает информацию в зависимости от назначения сооружения.
У непроизводственных сооружений, относящихся к образованию, здравоохранению, спорту, культуре, отдыху указываются такие параметры:
- вместимость;
- количество мест, помещений и этажей;
- наличие эскалаторов, лифтов и подъемников для людей с инвалидностью;
- материалы, из которых изготовлены фундамент, стены, перекрытия и кровля.
У жилых домов фиксируются такие показатели:
- площадь общая помещений жилых (без учета террас, веранд, лоджий и балконов) и нежилых (в т.ч. общего имущества жильцов);
- количество надземных и подземных этажей;
- количество секций и квартир (отдельно по числу комнат);
- площадь жилых помещений всего дома с учетом лоджий, террас, балконов и веранд;
- инженерно-технические приспособления (лифты, подъемники и эскалаторы);
- перечень примененных материалов.
Для производственных объектов (заводы, фабрики) застройщик обязан указать следующие сведения:
- тип, мощность и производительность сооружения;
- наличие инженерно-технических сетей и систем (лифты, эскалаторы, подъемники);
- материалы, использованные при возведении.
Для линейных объектов (трубопроводы, линий электропередач, дорог, мостов) перечень требований несколько отличается от списка, необходимого на ввод здания:
- класс или категория;
- протяженность;
- мощность (грузооборот, пропускная способность, интенсивность движения);
- уровень напряжения ЛЭП и ее тип (КВЛ, ВЛ, КЛ);
- количество и диаметр трубопроводов, материалы, из которых они изготовлены;
- список конструкций, которые могут повлиять на безопасность.
В своем пятом разделе форма обязательно содержит информацию об энергетической эффективности и оснащенности приспособлениями учета расходуемых энергоресурсов:
- класс энергоэффективности;
- материалы, применяемые для утепления наружных конструкций в этом доме;
- расход удельный тепловой энергии из расчета на 1 кв.м. площади;
- уровень заполнения световых проемов.
Что касается индивидуальных жилых домов, то вплоть до 1 марта 2018 года объект такого типа может быть введен в эксплуатацию без разрешения. В таком случае этот документ нет необходимости предоставлять при инвентаризации или получении техпаспорта на дом.
Нормативные акты для регистрации гаража в собственность
До вступления закона «О гаражной амнистии», при оформлении права собственности на гараж граждане должны руководствоваться следующими нормативными документами:
- Гражданский кодекс РФ – в части правил совершения сделок с недвижимостью, регистрации права собственности;
- ФЗ № 218, регламентирующий кадастровый учёт;
- Приказ № 883 Министерства экономики и развития РФ – устанавливающий форму документов, необходимых для оформления гаража в собственность.
При смене собственника земельного участка, на котором расположен гараж, применяются нормы Земельного кодекса РФ. Если гараж возводился в рамках кооператива, оформить право владения можно после введения объекта в эксплуатации, выплаты всех взносов.
Внесения информации в ЕГРН осуществляются на основании документов, выданных правлением гаражного кооператива.
Для оформления прав на участок под гаражом будет применяться Земельный кодекс РФ. Если вы принимали участие в гаражном строительстве путем вступления в кооператив и выплаты паевых взносов, оформить объект в собственность можно после ввода его в эксплуатацию. Основные документы на оформление таких гаражей будет выдавать правление кооператива.
Отдаленность гаражей разного типа от прочих объектов
Самое маленькое расстояние от перекрестка магистральных дорог до въезда или выезда из сооружения должно быть примерно 5 м, а от улиц с местным предназначением — минимум на расстоянии 2 м. От общественных остановок дистанция до въезда в автопарковку должна быть минимум 3 м. Подземные гаражи, стоянки тоже предполагают некоторые ограничения. Они должны быть максимально удалены (15 м и более) от окон жилых помещений, школ, детских садов, медицинских учреждений и прочих объектов.
Гараж для транспорта специального ведомственного типа необходимо ставить в особых зонах населенного пункта — промышленных базах. То же касается трамвайных депо, такси, грузовых транспортных средств, автобусов, троллейбусных парков, баз для сезонного хранения средств.
Необходимо учитывать следующие важные моменты:
- До жилых зданий расстояние должно быть минимум 10 м, если количество автомобилей будет менее 10 шт. Если количество будет от 11 до 50 шт., то расстояние должно быть минимум 15 м. Для гаражей на 50-100 машин дистанция составляет до жилых домов 25 м. Если будет стоять от 100 до 300 машин, то расстояние будет не менее 35 м.
- Расстояние до жилых домов от станций технического обслуживания на 10 машин должно быть не менее 15 м, а если количество обслуживаемых транспортных средств запланировано более 10 шт., то расстояние должно быть 25 м.
- До общественных зданий расстояние должно быть 10 м от гаражей, в которых будет стоять до 50 машин. Если количество транспортных средств предусмотрено до 100 единиц, то расстояние должно быть 15 м, а если количество составит до 300 шт., то необходима дистанция в 25 м.
- До общественных зданий от станций технического обслуживания расстояние должно быть примерно 15-20 м в зависимости от количества машин, которые будут находиться там.
- От гаражей на 10 машин до медицинских учреждений, в которых предусмотрено лечение в стационарных условиях, расстояние должно быть 25 м. Если количество автомобилей будет до 50 единиц, то и расстояние между объектами должно быть примерно 50 м. Такая же дистанция должна быть от медицинских учреждений до станций технического обслуживания.
- Если помещение на 10 машин будет располагаться возле детского сада или школы, то расстояние должно быть примерно 15 м. Если предусмотрено сооружение для авто в количестве до 100 шт., то дистанция до учреждений должна быть 25 м. Если планируется помещение на 300 автомобилей, то расстояние должно быть 50 м. Такая же дистанция должна быть и от школы или детского сада до СТО.
Обязательно необходимо учитывать такие требования.
Отдельные нюансы процедуры получения разрешения
При оформлении всей необходимой документации заявителю не следует забывать о таких требованиях законодательства к государственным органам относительно оказания административных услуг гражданами и юридическим лицам по введению сооружений в эксплуатацию:
- услуга должна быть выполнена не более чем за 10 рабочих дней;
- заявление обязаны зарегистрировать за 15 минут;
- клиент не должен ожидать в очереди более 15 минут;
- клиент должен контактировать с должностными лицами государственного органа не больше 2 раз;
- подать заявку и получить результат можно разными способами: лично, с привлечением законного представителя или через многофункциональный центр, с помощью обычной или электронной почты, через веб-сайт;
- эта услуга является государственной и предоставляется бесплатно;
- при возникновении проблем заявитель может внесудебно обжаловать решение государственного органа, а также действия или бездействие его представителей в установленном законодательством порядке;
- в случае неудовлетворения результатом рассмотрения, заявитель имеет право решить вопрос в судебном порядке.
Нередко заказчик или инвестор на этапе сдачи здания и ввода его в эксплуатацию предпочитает нанять управляющую компанию. Она способна выступить в качестве эксперта, тонко разбирающегося в вопросах технического обслуживания. Ее специалисты тесно сотрудничают с экспертами технадзора, они освидетельствуют степень завершенности инженерных систем и оборудования и готовности их к использованию в дальнейшем.
Если заблаговременно привлечь управляющую компанию, то ее профильные специалисты (проектировщик, архитектор, дизайнер, строитель), выполняя свои обязанности, независимо друг от друга, проведут проверку оборудования, испытают инженерные системы, а также выявят мелкие недочеты. Это будет способствовать положительному решению экспертной комиссии.
Несмотря на то, что сам документ выдается бесплатно, инвестору следует составить отдельную смету расходов на ввод сооружения, особенно важно это для промышленных объектов. Деньги необходимы на такие расходы:
- выполнение подрядной организацией пусконаладочных работ и содержание соответствующих рабочих и инженерных кадров;
- транспортировку персонала;
- материальные и энергетические ресурсы для опробования и проверки установленного оборудования;
- техническую поддержку со стороны проектных, а также научно-исследовательских учреждений и организаций для консультирования и проведения экспертиз при пусконаладочных работах;
- непредвиденные расходы.
Знание таких деталей избавит инвестора от необходимости срочного поиска дополнительных средств, организаций для поддержки и поможет спокойно провести всю процедуру в определенный законодательством срок.
Современная нормативная база, регламентирующая вопрос
Основные понятия и нормы про разрешение на ввод объекта в эксплуатацию прописаны в статье 55 Градостроительного кодекса РФ. На данный момент используется его новая редакция от 7 марта 2017 года, принципиально поменявшая порядок ввода в эксплуатацию сооружения, поскольку ранее готовность сооружения подтверждалась актом Государственной комиссии. Также при принятии окончательного решения применяются нормы Постановления Правительства РФ № 441 и Положения о Государственном строительном надзоре в России.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию – это официальный документ, который подтверждает полное завершение реконструкции или строительства капитальных объектов в соответствии с заранее утвержденной проектной документацией и согласием на строительство. Также удостоверяется соответствие данного объекта нормативным требованиям к выполнению такого рода работ на момент выдачи разрешения, проекту планировки (межевания) территории или права на использование земельного участка.
Чтобы оформить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в зависимости от вида сооруженного объекта застройщику нужно обратиться в орган, выдавший ему согласие на проведение строительства. К их числу могут относиться:
- исполнительный орган власти федерального уровня;
- орган местного самоуправления;
- исполнительный орган субъекта Российской Федерации;
- организацию по государственному управлению использования атомной энергии или разработки ядерных энергетических установок и ядерного оружия;
- Государственную корпорацию “Роскосмос”.
Для того чтобы уполномоченный орган мог принять обоснованное решение про ввод в эксплуатацию зданий и сооружений, застройщику необходимо подать целый ряд документов:
- заявление (должно регистрироваться не более чем за 15 минут);
- согласие на осуществление строительных работ;
- правоустанавливающие документы относительно используемого земельного участка и его план или проект межевания;
- акт приемки соответствующего сооружения или здания;
- акт приемки работ по сбережению культурного наследия (в случае, когда СМР ведутся на памятниках истории или культуры);
- документы, подписанные осуществлявшим строительство лицом, о соответствии объекта (реконструированного или возведенного) техническим регламентам и техусловиям;
- подтверждение со стороны строительной организации, застройщика и представителем строительного контроля соответствия сооружения проектной документации, нормативным требованиям энергоэффективности и оснащенности приспособлениями учета энергоресурсов;
- схема расположения на выделенном земельном участке непосредственно объекта инженерных сетей;
- заключение органа Госстройнадзора о соответствии сооружения всем требованиям, указанным в проектной документации (если это предусмотрено) и экологического контроля (в некоторых случаях);
- договор страхования обязательного гражданской ответственности (необходим при вводе в эксплуатацию законченного строительством объекта повышенной опасности);
- технический план.
При необходимости получения более полной информации, Правительством могут устанавливаться дополнительные документы, кроме тех, которые перечислены в Градостроительном кодексе.
После подачи заявителем всех необходимых бумаг, уполномоченная инстанция обязана на протяжении 10 дней провести такие действия:
- проверить правильность оформления и соответствие действительности указанных в документах сведений;
- с выездом на место осмотреть возведенное сооружение и удостовериться в его соответствии проектной документации и требованиям дейсвующего законодательства;
- выдать разрешение на ввод в эксплуатацию сооружения или принять обоснованное решение об отказе.
Следует заметить, что выездной осмотр не проводится в том случае, если при реконструкции или строительстве был предварительно заключен договор о проведении государственного строительного надзора.
Нормативы для частных и общественных гаражей
Сейчас личный гараж не является роскошью — это необходимость. Если человек, который проживает в частном секторе, может позволить себе поставить транспортное средство перед домом либо на территории своего двора, и может не бояться, что авто украдут, то в местах, где располагаются многоэтажные здания, такой возможности нет. И приходится продумывать надежный гараж для личного транспортного средства, учитывая множество параметров.
Для гаража стандартными размерами будут следующие — 3х6х2,2 м. Однако такие габариты подходят в основном для некрупных отечественных автомобилей. Сейчас существует множество различных марок, так что транспортные средства не всегда могут вписываться в такие рамки. Из-за этого повышается вероятность появления царапин и других дефектов, когда машина въезжает в гараж. Лучше всего будет сделать следующие размеры — 5х7х3. Такие габариты сейчас считаются самыми распространенными. В таком помещении не только свободно встанет транспортное средство, но еще и можно будет сделать полочки и различные стеллажи.
СНиП не указывает нормы для габаритов частных гаражей, так что человек может самостоятельно решить, каким будет сооружение в зависимости от размеров личного транспорта. Но рекомендуется рассчитывать так, чтобы от бока автомобиля оставалось еще примерно 1 м свободного места, причем не учитывая пространство для полок. Тогда дверцы автомобиля будут открываться свободно, без каких-либо повреждений. Высоту ворот и кровли тоже можно увеличивать. Что касается парковки возле гаража, то должно быть примерно 30 м², но этот показатель можно и изменять в зависимости от строения.
Для общественных гаражей нормативы являются очень важными при введении объекта в эксплуатацию.
На 1 автомобиль существуют такие допуски:
- Стоянка должна иметь площадь примерно в 10 м².
- Объем всего помещения — примерно 40 куб. м.
- Дистанция от стены до борта машины должна быть 50-60 см.
- Расстояние до стен жилых помещений — 10 м, как и до зданий общественного назначения. До детских садов и школ — примерно 15 м, а до лечебных учреждений — минимум 25 м.
- Показатель радиуса пешеходной доступности должен быть не больше 0,8-1,5 км.
- Между гаражами проезд должен быть в пределах от 4 до 7 м.
Кроме того, при продумывании нормативов учли и строительство гаражей для людей, которые имеют ограниченные возможности. Они вступили в силу еще с середины 90-х гг., а с 2000 г. введено административное наказание, если такие правила будут нарушены. Согласно постановлениям правительства, для инвалидов предоставляются места для хранения авто и стоянки, причем на расстоянии не более 50 м от места их проживания. Такая услуга полностью бесплатная. Если расстояние больше, чем указано в постановлении, то дополнительно обустраивают гаражи в виде сборно-разборных конструкций. Все стоянки открытого и закрытого типов должны предоставлять минимум 10 % мест (либо не более 1 места), которые оснащаются знаками для автомобилей людей, с ограниченными возможностями. Если под такой знак поставить машину других автовладельцев, то взимается штраф.
Варианты легализации
Исходя из конкретных обстоятельств нужно выбрать подходящий способ узаконения:
С помощью закона о «дачной амнистии» | В Федеральном законе под № 93 устанавливается, что физические лица, которые владеют участками земли или постройками, сооруженными на них, не узаконенными в надлежащем порядке, имеют право быстро и без особых оформить права на такие объекты недвижимости.Воспользоваться таким упрощенным порядком можно при соблюдении двух условий:
|
Через обращение в судебные инстанции | если муниципальные органы приняли отрицательное решение по заявлению об узаконении гаража в порядке «дачной амнистии», гражданин имеет право на обращение в суд и данным путем узаконить свою самовольную постройку.Чтобы суд принял положительное решение в рамках судебного разбирательства нужно соблюсти ряд требования:
|
Путем обращения в градостроительные органы муниципалитета | в отдельных случаях, если строение не представляет опасности для третьих лиц и их права и законные интересы не нарушаются, органы архитектуры могут выдать владельцу гаража необходимые ля оформления документы. После получения таких документов на строительство, узаконение гаража не вызовет каких-либо сложностей |
Вышеназванные способы легализации рассчитаны на то, что земля, на которой находится постройка, принадлежит на праве собственности либо используется по договору аренды у органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Нормы законодательства
Основными правовыми актами, регулирующими узаконение гаража являются следующие:
ГК РФ (Гражданский кодекс) | который закрепляет:
|
Закон «О дачной амнистии» (Федеральный закон N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества») | который вводит упрощенную схему узаконения:
|
Кроме того, узаконение объектов недвижимости регулируется нормами градостроительного законодательства. В частности в ст. 52 ГрК РФ установлена процедура получения разрешения на возведение объекта капитального строительства.
Какие виды гаражей существуют
В зависимости от вида гаража определяется порядок действий по легализации строения, а также вообще ее надобность:
Объекты капитального строительства | важнейшей характеристикой данной постройки является невозможность ее отделения (перемещения) от участка без утраты стоимости, а также функционального назначения. Такие гаражи обязательно имеют под собой фундамент, а строительный материал для стен — это кирпич либо бетон. Возведение такой постройки связано с необходимостью получения разрешения на строительство от органов государственной власти |
Гаражный бокс | Является частью крупного капитального здания, которое поделено на несколько секций. Такие строения преимущественно строятся на участках гаражных кооперативов, главной областью деятельности ГСК является сдача гаражей в пользование автовладельцам |
Металлические гаражи («ракушки») | Вспомогательные разборные, быстро перемещаемые постройки, у которых не имеется фундамента. Зачастую материалом служит металлоконструкции. Для строительства такой постройки не нужно получать разрешительные документы. Если такой гараж находится на территории личного участка земли, то никакое оформление не требуется |