Применение и правила установки привода на секционные ворота

Автоматика для гаражных секционных ворот: как не ошибиться в выборе

Статья подготовлена при участии специалистов Группы компаний «АЛЮТЕХ»

Функционал «умного дома» — это перечень полезных опций и настраиваемых режимов работы бытового оборудования, призванных сделать нашу жизнь проще и комфортнее. Причем с течением времени из кухонь и жилых комнат современные устройства управления перекочевали во внутреннее пространство вспомогательных построек, хозяйственных помещений и, конечно же, гаражей.

В данном материале, вместе с профессиональными экспертами и обычными пользователями FORUMHOUSE, попробуем ответить на следующие вопросы:

Что представляет собой конструкция секционных ворот

Почему качественные балансировочные пружины — это очень важно. Стоит ли автоматизировать гаражные ворота и на каком этапе это лучше делать. Какие параметры следует учитывать, выбирая автоматику

Какие параметры следует учитывать, выбирая автоматику.

Разновидности конструкции секционных ворот

Секционные ворота представляют собой серьезную конструкцию, совокупность механизмов, секций, полотна, которые передвигаются внутри помещения, по специальным направляющим. Последние особым образом закреплены под потолком.

Современный рынок содержит большое разнообразие въездных систем, отличающихся размерами, иными параметрами. Это позволяет применять их в быту, промышленности.

Преимущества секционных конструкций:

  • необходимость минимальной свободной площади, как внутри, так и снаружи помещения;
  • разнообразие внешних обрамлений;
  • легкость проведения монтажных работ;
  • надежность конструкции;
  • пожаробезопасность;
  • получение высокого уровня звуко- и теплоизоляции;
  • автоматическая блокировка системы при выходе механизмов из строя;
  • удобство дистанционного управления.

Помимо явных преимуществ, нужно отметить пару недостатков:

  • высокая стоимость, особенно в сравнении со стандартными стальными конструкциями;
  • дороговизна сервисного обслуживания.

Подъемно-секционные системы можно условно разделить на:

  1. Гаражные: ставят в гаражах, частных домах. Конструкция легко монтируется, может быть установлена взамен уже существующей.
  2. Промышленные: ставят на строительных, промышленных объектах. Предполагают наличие постоянной нагрузки высокой интенсивности.

Конструкции вертикального подъема

Здесь пружина может располагаться снизу или наверху. Когда предполагается последний вариант, необходимо, чтобы общая высота равнялась высоте проема и 70 см сверху. При нижнем варианте установки необходимо добавить только 40 см. Для автоматизации требуется оснащение осевого привода, главное ставить на них систему, вес которой не превышает одной тонны.

Главным преимуществом данной разновидности является компактность её размещения, длительный срок безотказной эксплуатации. среди недостатков находятся высокая стоимость, связанная с использованием усиленных материалов.

Конструкции высокого подъема

Чтобы смонтировать конструкцию с высоким подъемом, понадобится высота притолоки от 60 см, максимально этот параметр может равняться пяти метрам.

Автоматизированные механизмы здесь ставят только посредством оснащения вертикальной направляющей. Основным достоинством является надежность, длительный эксплуатационный срок. Среди недостатков, специалисты отмечают высокую цену проведения монтажных работ, приобретения механизма, усиленных креплений, барабана.

Конструкции стандартного подъема

Установка секционных ворот с ориентировкой на стандартный подъем требует притолоки с высотой от 35 до 60 см. Этот подъем позволяет монтировать конструкции, высота которых может достигать 10 метров, а ширина 7 метров. Этот вариант принято считать наиболее дешевым в сравнении с иными моделями, он оказывает минимальное воздействие на механизм движения.

Существует также и высокий вариант, его ставят в тех случаях, когда высота потолочной части будет увеличиваться за счет задней стены помещения. Эта разновидность отличается нестабильностью, часто ломается, отличается высокой стоимостью. Если есть возможность остановиться на иной модели, лучше так и поступить.

Конструкции низкого подъема

Для монтажа системы низкого подъема понадобится минимальная высота, находящаяся в пределах от 15 до 30 см. Когда такой вид открывается, нижняя секция свисает, за счет чего закрывается некоторая часть проема.

Этот вид монтажа позволяет ставить систему «барабан», его ставят спереди, с высотой верхней рельсы на уровне тридцати сантиметров. Чтобы провести установочный процесс понадобятся специальные направляющие, повышающие финансовые затраты.

Когда монтаж производится сзади со стандартными креплениями, нужно будет озаботиться приобретением особых фиксаторов, удерживающих вал. Этот вариант установки автоматического механизма крепится только на потолочной части.

Настройка систем автоматики.

Правильный монтаж секционных ворот и грамотная установка автоматики — это еще не завершение работ. Устройство, осуществляющее передвижение полотна, требует дополнительной настройки.

Чаще всего этот процесс сводится к регулировке натяжения тросов и состояния торсионных пружин.

Аварийные ситуации не случаются внезапно. Их всегда предваряют на первый взгляд незначительные признаки: невыполнение команд с пульта, частичное опускание или неполный подъем полотна, неравномерность его перемещения, перекос секций, посторонние звуки.

Грамотная настройка автоматики позволяет избежать множества отрицательных моментов. При самостоятельной установке системы, то и отрегулировать ее своими руками тоже реально. В принципе, сама процедура не отличается сложностью, но она требует аккуратности и соблюдения последовательности действий.

Нужна ли секционным воротам автоматика?

Ни для кого не секрет, что открывать и закрывать гаражные ворота можно как вручную, так и с помощью электропривода. Преимущества от использования автоматического управления не оценят, пожалуй, только ярые противники прогресса. Хотя вряд ли удастся в наши дни найти человека, который отказался бы от возможности открывать гараж одним нажатием кнопки на пульте управления.

Если в настоящий момент вы только выбираете тип управления воротами, то совершенно неважно, к какому типу людей вы себя относите: к консерваторам, не желающим переплачивать за автоматику, или новаторам, ценящим комфорт и собственное время. Делая выбор, руководствуйтесь соображениями практичности. Разница между стоимостью ручного и автоматического управления существенна, от этого никуда не деться

Однако, если вы все же не исключаете возможности установки мотора (даже в перспективе), лучше сделать это сразу. Таким образом, вы избавите себя от лишних хлопот в будущем

Разница между стоимостью ручного и автоматического управления существенна, от этого никуда не деться. Однако, если вы все же не исключаете возможности установки мотора (даже в перспективе), лучше сделать это сразу. Таким образом, вы избавите себя от лишних хлопот в будущем.

Характеристика конструкции и принцип работы

Секционные ворота – хорошо продуманный, долговечный механизм, поднимающий дверное полотно вверх по направляющим, расположенным на потолке. Полотно состоит из металлических панелей (секций), соединенных шарнирными петлями. Подъемный механизм состоит из направляющих, барабанов и тросов с пружинным механизмом. Одно движение руки – и ворота плавно поднимаются вверх. Секции накладываются друг на друга и прячутся под потолком.

Обычно конструкция снабжена автоматикой для открывания, но в случаях перебоев с электроэнергией ворота можно открыть вручную.

Секционные ворота состоят из металлических панелей, соединенных шарнирными петлями

Автоматическое открывание обеспечивается приводом, который может быть 2х видов:

  • торсионная система. Устанавливается на потолке, работает благодаря тросу. Как только владелец нажимает на кнопку, тяговый рычаг подтягивает трос, а вместе с ним и секционное полотно. Этот тип чаще всего используется в гаражах при частных домах;
  • навальный привод. Более сложная конструкция с мотором и торсионным валом. Крепится прямо над воротами, оборудована цепью, благодаря которой полотно открывается без электричества. Этот вид автоматики – более мощный, подходит для габаритных тяжелых ворот, а значит, редко используется в гаражах при доме.

Характеристики секционных ворот

Судя по отзывам владельцев, секционные ворота удобны в эксплуатации и обладают рядом неоспоримых преимуществ:

  • экономия пространства в гараже и в зоне подъезда к нему, в отличии от распашных конструкций;
  • долговечность. Прочный механизм работает свыше 10 лет;
  • защита от коррозии благодаря специальному покрытию;
  • эксплуатация при режиме от 50°C мороза, до 70°C тепла;
  • секции из сэдвич-панелей обеспечивают высокий уровень теплоизоляции (теплопроводность 0,5 Вт/кв.м);
  • отличная звукоизоляция (29 Дб) и противопожарные свойства;
  • герметичность. Эластичные уплотнители скрепляют панели так, чтобы не было трещин;
  • универсальность. Разнообразие размеров позволяет устанавливать секционные ворота в проемах любой величины;
  • безопасность. Наличие специальных замков, защелкивающихся после закрытия, и системы защиты от обрыва троса;
  • ремонтопригодность. При вмятине или поломке можно заменить любую секцию;
  • наличие дополнительных функций. Оборудовав гараж дополнительной калиткой, вы можете не открывать ворота, если заходите в гараж пешком. А датчики движения помогут даже не нажимать на кнопку;
  • широкий выбор цветов и материалов. На поверхность можно нанести любой рисунок.

Секционные ворота достаточно дороги в обслуживании

Недостатки:

  • покупка и установка – довольно затратны;
  • необходимо правильно обслуживать ворота.

Если конструкция установлена правильно, то ее ремонт долго не потребуется. Слабые места – это подвижные части механизма, например, ролики, которые быстрее изнашиваются.

Популярные марки секционных ворот

Несмотря на широкий модельный ряд, продукция компании Doorhan имеет своих лидеров продаж, отличающихся среди прочих моделей высокими техническими характеристиками. Среди них выделяются:

  • Yett 01;
  • Yett 02;
  • RSD 02;
  • Alutech;
  • Hormann;
  • Absolute.

Yett 01

Комплект секционных ворот, предназначенных для установки в гаражи с небольшим проемом, у которых притолока обладает ограниченными габаритами. Особенности конструкции:

  1. Для размещения требуется расстояние всего в 14 сантиметров между верхним просветом ворот и потолком. Размер указан с учетом оборудования ворот приводом. Без него рабочим считается просвет в 9 сантиметров.
  2. Рассчитаны на относительно малый рабочий ресурс – 15 000 циклов.

Yett 02

Прямая противоположность Yett 01. Их конструкция разрабатывалась конструкторами компании Дорхан для монтажа в широкие гаражные проемы, которые используются интенсивнее обычного. Рабочий ресурс составляет 25 тысяч циклов. Выпускаются с двумя разновидностями подъема:

  • низкий;
  • стандартный.

RSD 02

Еще одна модель от компании Дорхан, которая обладает следующими характеристиками:

  • максимальная ширина проема – до 6 метров;
  • максимальная высота проема – до 3 метров;
  • каркас изготовлен из оцинкованной стали, благодаря чему конструкция становится прочнее, и взломать ее сложнее обычного;
  • для эксплуатации не требуется организация свободного места перед гаражом. Вся конструкция компактно умещается внутри помещения.

Alutech

Крупная компания, занимающаяся производством и сбытом секционных ворот, а также роллетных систем. Продукция Alutech широко известна в России, Белоруссии и многих странах Европы. Секционные ворота от Alutech адаптированы для использования в нашем климате, а их качество не уступает другим зарубежным конкурентам.

Hormann

Немецкий производитель, продукция которого выделяется следующими показателями:

  • высокая теплоизоляция;
  • дополнительная защита от несанкционированного проникновения;
  • основание направляющих выполнено из пластика, что исключает образование ржавчины и порчу механизма;
  • автоматические приводы оборудованы современными системами дистанционного управления.

Важно! На ворота дается беспрецедентная гарантия в 10 лет и еще 5 лет гарантии на системы автоматического открытия/закрытия

Absolute

Компания по установке секционных ворот, работающая с Alutech и Hormann. Своего производства в данном сегменте у них нет, и они выступают лишь в роли монтажников уже произведенного другими фирмами оборудования.

Как сделать подъемного типа ворота для гаража: пошаговая инструкция

Ниже поэтапно разберем создание створок, обшитых профнастилом. Укажем наиболее важные моменты при монтаже.

Инструменты, материалы

Для работы понадобятся:

  1. Профнастил толщиной 0,7 мм для обшивки.
  2. Профильная труба размерами 20*40 мм, толщиной 2 мм для рамы.
  3. Металлический уголок 40*40 мм, толщиной 4 мм.
  4. 2 пружины диаметром 30 мм.
  5. 2 ролика для болтового крепления. Ширина зависит от размеров направляющих.
  6. Из крепежных элементов ‒ анкерные болты 30 см, саморезы ‒ 10 см.
  7. Стальной лист толщиной 4 мм.
  8. Швеллер ‒ 40*80 мм.

Из инструментов должны быть:

  • набор гаечных ключей;
  • шуруповерт;
  • электродрель;
  • молоток;
  • отвертка;
  • рулетка, уровень, маркер или карандаш;
  • болгарка;
  • сварочный аппарат.

Подготовка проема

До начала установки стоит учесть, что гаражный проем под ворота должен соответствовать таким требованиям:

  1. Наличие достаточного свободного пространства для крепежа направляющих.
  2. Ровность стен как по вертикали, так и по горизонтали.
  3. Соответствие несущей способности к будущей нагрузки от ворот.

Помещение, возведенное из бетонных блоков или полнотелого кирпича, достаточно надежное и не нуждается в усилении для крепежа направляющих. А вот конструкции, собранные из пустотелых пеноблоков, досок, газоблоков, потребуется усилить или просто отказаться от ворот с подъемником и выбрать другой тип.

С целью усиления на стены наносят в несколько слоев штукатурку или фиксируют по торцам дверного проема металлические уголки размерами 50*50 мм, 75*75 мм.

Создание коробки

Главной силовой деталью будущих ворот станет коробка, вмонтированная в проем, поскольку именно на нее будет приходиться основная нагрузка.

Сделать ее можно из бруса или металлического уголка. Рассмотрим второй вариант. Он более надежен.

Элементы монтируются в виде буквы П: два по бокам и один сверху.

Уголки скрепляем анкерными болтами. Нижнюю часть рекомендуется заглублять минимум на 2‒3 см в пол. 

Сборка рамы, установка направляющих

Описание по изготовлению рамы выглядит так:

  1. Профильная труба режется болгаркой на нужные размеры в соответствии с чертежом.
  2. Готовые детали раскладываются на ровном столе или любой ровной плоскости. Проверяется соблюдение прямых углов.
  3. Места стыков прихвачиваются сваркой.
  4. Проверяется длина диагоналей. Если отклонений не обнаружено, то выполняется сплошное приваривание стыков.
  5. Для повышения жесткости рамки по углам допускается приварить косынки.
  6. Все швы зачищаются. Конструкцию покрывают антикоррозийной грунтовкой.
  7. Проводится пробная установка в проем. Проверяется соблюдение уровня.

Теперь нужно приступать к созданию другой рамы, которая будет под потолком:

  1. Делаются два направляющих под ролики. Проще всего сварить их из металлических уголков.
  2. Крепятся к опорным балкам болтами.
  3. Сюда же присоединяются сделанные из швеллера рычаги для открытия и закрытия створки.
  4. Пружины фиксируют к краям рычагов, на опоры, движущиеся кронштейны.

Все соединения проверяются на соблюдение вертикали, горизонтали.

Обшивка, фиксация створки

Порядок работ:

  1. Готовая рамка кладется на горизонтальную плоскость.
  2. К ней кровельными саморезами с резиновым уплотнителем прикручиваются листы профнастила. Шаг крепежа ‒ от 15 до 20 см.
  3. Болтами фиксируется ручка для открывания полотна.
  4. Створка выставляется в проеме. Проверяется крепление рычагов пружин.
  5. Проверяется работа ворот. Если створка движется плавно, то ее снимают и фиксируют болтами рычаги.
  6. Регулируется натяжение пружин.

При механическом управлении ставится запорное устройство, замок.

Утепление ворот

Для теплоизоляции лучше всего подойдут плиты пенопласта или пенополистирола. Минеральная вата также допустима, но со временем она дает усадку.

Пенополистирол нужно брать толщиной 4 см, плотностью 20 кг/ куб. м. Сначала проводятся замеры, обрезаются подходящие куски материала.

Крепятся плиты к профнастилу изнутри помещения жидкими гвоздями. Сверху саморезами со сверлом монтируется стальной лист.

Монтаж системы управления

Для повышения комфорта эксплуатации к ручному способу открытия добавляют автоматический с электроприводом.

В стандартный комплект входят:

  • блок управления;
  • приемник сигнала;
  • пульт дистанционного управления.

Краткий порядок установки автоматики:

  1. Створка проверяется на наличие зазоров.
  2. По инструкции производителя выполняется сборка привода.
  3. По центру потолка фиксируется направляющая балка.
  4. В задней части балки крепятся кронштейны на дюбеля.
  5. Монтируется привод.
  6. Крепится рычаг. Одну его часть фиксируют к створке, вторую ‒ к тросу.
  7. Прокладывается электрическая проводка.
  8. Выполняется пробный запуск.

Автоматизация секционных ворот

Схема установки автоматики на гаражную секционную створку

Автоматизируют работу секционных ворот с помощью электрического привода, рассчитанного на питание от бытовой сети 220 В или промышленной 380 В. Может также предусматриваться питание от аккумуляторной батареи. При включённом эл. приводе дополнительных запорных механизмов не требуется.

Для частного (гаражного) использования, рассчитанного на проём до 12 м², используют потолочный привод, от 12 до 50 м² — осевой навальный (боковой).

Боковые механизмы применяют в промышленных образцах. В отличие от гаражных, их крутящий момент достигает 140 Нм. Основная комплектация у тех и других одинаковая.

Гаражные секционные ворота оборудуют:

  • механизмом балансировки торсионным либо на пружинах растяжения;
  • потолочным либо навальным электроприводом;
  • цепным (ручным) механизмом.

Потолочный привод крепят в центре над проёмом (если позволяет общая высота) или переносят на горизонтальную часть потолка. До проёма оставляют от 2,5 до 5 метров в зависимости от размеров полотна ворот, к которому эл. привод присоединяется тросом. При срабатывании автоматики конструкция движется за счёт натяжения троса, уравновешиваемого балансировочными пружинами.

Другой тип ворот с навальным механизмом, закреплённым в боковой зоне верхнего торсионного вала над проёмом. Вал, за счёт мощности электромотора, оборачиваясь, приводит в движение полотно и наматывает его на себя. При отсутствии электричества, необходимую мощность компенсируют цепным механизмом. Устанавливают навальные конструкции в промышленных помещениях с проёмами до 50 м². При этом их стоимость выше гаражных аналогов.

Ручной привод предназначен для эксплуатации во влажных помещениях или в тех, где нет электричества. Конструкция состоит из цепи (8 м), стопорных колец, болтов и кронштейна. Цепной ручной привод крепят в зоне расположения вала. Изготавливают его из оцинкованного металла. Он предназначен для открытия и закрытия секционных ворот промышленных помещений. Цепной ручной привод используют только для лёгких негабаритных конструкций.

Возможные сложности при проведении работ

Перед выполнением работ необходимо убедиться в наличии необходимого запаса места для установки комплектующих. В случае его отсутствия выполнение задачи будет невозможным. Монтаж автоматики на секционные ворота необходимо проводить с соблюдением всех правил безопасности. Это связано с тем, что приводится установка в действие с помощью электричества. Также стоит учитывать материал, из которого изготовлен потолок. Необходимо обеспечить высокую прочность фиксации конструкции к потолку, и, если необходимый уровень обеспечить не удается, использовать специальные профили.

Рисунок 3: Сложности при монтаже привода

Когда монтаж электропривода и автоматики на ворота проведен верно, не возникает никаких сложностей с работой

Если возникли неполадки и ворота не открываются или не закрываются, необходимо проверить правильность проведения подключения всех комплектующих, а также еще раз обратить внимание на автоматику

Установка автоматики на секционные ворота:

Заинтересовались?

Для получения подробной информации обратитесь к нам удобным для Вас способом:

В настоящий момент автоматика — незаменимая составляющая современной повседневности, выполняющая огромное число функций, существенно облегчающая жизнь и экономящая уйму времени. Не обошла она и операцию закрывания и открывания секционных ворот, являющихся частью ограждения, ведущих гараж или промышленное помещение.

Основные функции любых ворот:

  • Разграничение частной и общественной зон;
  • Обеспечение возможности въезда на территорию;
  • Предупреждение несанкционированного проникновения на участок или в помещение;
  • Скрытие частной жизни от посторонних;
  • Создание привлекательного вида.

Вальный привод для секционных ворот

Секционные ворота – одна из наиболее распространенных конструкций для перекрытия проемов в частных и промышленных гаражах. Объединение панелей в каждом из сегментов поддерживается при помощи специальных петель повышенной прочности. Готовая конструкция обеспечивает надежную защиту имущества от действий злоумышленников, атмосферных осадков, сохранения микроклимата внутри помещения. Потолочные приводы для секционных ворот отличаются удобством при повседневном использовании, простота при монтаже и техническом обслуживании. Система не занимает много места, предусмотрена возможность добавления функции дистанционного управления.

Инструкция по установке откатных ворот «Дорхан»

Менее технологичная по сравнению с секционными воротами конструкция, хотя и для нее предусматривается возможность подключения электропривода. Главной особенностью откатных ворот с точки зрения установки можно называть необходимость устройства фундаментной основы, на которой будет базироваться вся конструкция. Если те же секционные ворота удерживаются за счет верхних и боковых панелей с торсионным механизмом, то в откатной модели вся нагрузка ложится на нижнюю базу. Итак, пошаговая инструкция по установке ворот «Дорхан» своими руками в данном случае выглядит так:

  • Устройство котлована под фундамент. Роется яма по линии прохождения ворот глубиной 70-100 см. Далее ее обкладывают бетонными плитами или заливают цементным раствором вместе с несущими столбами из комплектации ворот.
  • Сборка полотна. В некоторых модификациях откатные ворота «Дорхан» и вовсе обходятся без сплошного щита. Но в любом случае потребуется сборка силовых рам-профилей, в конечном итоге образующих каркас. Должна получиться прямоугольная форма с ребрами жесткости по диагоналям.
  • Монтаж направляющих и роликов. На фундаментной базе размещается платформа с направляющими и ходовой инфраструктурой для рейки. Зубчатая рейка станет активным звеном при управлении механикой через электропривод. Ее устанавливают в специальный профильный карниз, который крепится к платформе на место заливки фундамента.
  • Установка каркаса. Рамная конструкция с полотном или без него крепится к столбам и внедряется в ходовую часть посредством специальных кронштейнов. Производится плотная сцепка двух профильных групп с блокирующими компонентами.

Alutech

Отвечая на вопрос «как установить ворота Алютех», — многие пользователи отмечали, что сложность процедуры чрезвычайно преувеличена производителем. Для монтажа понадобится дрель, гаечный ключ и ряд других необходимых инструментов, приведенных в инструкции.

Сначала нужно подготовить проем (идеальным вариантом является кирпичная кладка или бетон), а затем сконструировать каркас, закрепить направляющие и собрать панели, начиная с нижней.

Иллюстрированные инструкции для: стандартного, высокого и низкого монтажа Алютех.

Официальное видео от производителя.

Более подробное и полное видео с русской озвучкой: в первую очередь актуально для новичков.

Монтаж секционных ворот в гараже — все тонкости установки

Высокий монтаж, либо низкий, оба они проводятся с соблюдением ряда важных правил.

Температура воздуха должна находиться в пределах от + 60 и до -40 снаружи и, не менее 20 градусов мороза внутри помещения.
Влажность воздуха должна составлять 20-90%.
Нельзя заменять штатные позиции на те, которые не относятся к данному типу конструкций

Это поможет избежать внезапной поломки системы, травмирования людей.
Чтобы устранять копящийся конденсат, в нижней части конструкции ставят специальные отводы.
Важно организовать достаточную вентиляцию, чтобы противостоять коррозии. Достаточно будет провести отверстия на верхней части проема с толщиной около двух сантиметров.

Плюсы и минусы конструкции

В пользу подъемного механизма для гаражных ворот стоит сказать следующее:

  1. Для поднятия не нужно много свободного пространства снаружи или внутри помещения. Используется место под потолком.
  2. Цельное полотно станет надежной защитой от злоумышленников.
  3. Створка подлежит утеплению разными теплоизоляторами (пенополистиролом, пенопластом, минеральной ватой).
  4. Допускаются наружная отделка, украшение.
  5. Изделие получится оснастить автоматикой.
  6. Возможна установка подъемных полотен не только в одинарных, но и двойных гаражах.

Среди недостатков:

  1. В открытом виде уменьшается высота проема.
  2. Монтаж рекомендуется выполнять только в проемы прямоугольной формы.
  3. Не подлежит частичному ремонту. При повреждении придется менять все полотно.
  4. Нужно четко соблюдать нагрузку на ворота. Неправильный расчет при выборе готового изделия или при самостоятельном изготовлении приведет к сокращению срока его службы.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий