Как сделать раздвижные ворота своими руками

Стадия подготовки

Перед установкой необходимо все тщательно подготовить. Этот этап предполагает следующие моменты:

  • выбор автоматики и комплектующих деталей;
  • определение схемы и размеров будущей воротной конструкции;
  • подбор материала для облицовки;
  • сбор информации о месте, где будет производиться монтаж.

Думая о подборе комплектующих, нужно обязательно приобрести датчики, оповещающие о начале открытия/закрытия конструкции. При выборе автоматики нужно руководствоваться размерами, весом и периодичностью использования ворот. Также нужно учитывать габариты автомобилей, которые будут въезжать на территорию. Отделочные материалы тоже очень важны. Их нужно подбирать, опираясь на особенности дизайна и материал, из которого изготовлены ворота.

Чертежи с размерами откатных ворот

Основа раздвижных систем – роликовые опоры и направляющая. Полукруглая направляющая, перемещающаяся по роликам, и является основным элементом. Она устанавливается снизу рамы согласно размерам ворот.

Схема с размерами откатной створки

Ролики не крепятся непосредственно в проеме, поскольку они будут мешать проезду машины. Их монтируют в стороне, а створку дополняют противовесом. Стандартной считается конструкция, когда размер противовеса равен длине проема, умноженного на 1,5.

То есть для проема в 5000 мм длина каркаса равна 5000 + 5000 / 2 = 7500 мм. При этом 2500 мм в каркасе – это противовес, выходящий на рельсе за проем ворот и находящийся на роликовых опорах.

Откатной вариант из сетки

Набор дополнительных приспособлений, которыми должны комплектоваться откатные ворота:

  1. Поддерживающая балка с двумя регулировочными роликами. Балка расположена сверху несущих опор и не допускает раскачивания створки.
  2. Заглушка направляющей. Ее предназначение в основном декоративное. Она требуется, чтобы не допустить попадания мусора внутрь.
  3. Нижний уловитель. Требуется, чтобы разгрузить ведущие ролики.
  4. Верхний уловитель. Крепится на принимающей опоре. Основная задача – не допустить раскачивания створки.
  5. Опорный ролик. Этот ролик одновременно играет роль заглушки, а также является демпфером. При закрытии створки он демпфирует удар.
  6. Непосредственно направляющая, благодаря которой створка перемещается по роликовому механизму.
  7. Опорные ролики необходимы для перекатывания створки и несут основную часть нагрузки.

Размеры каркаса

Особенности проектирования конструкции

Главным этапом проектирования откатных ворот является правильное определение размеров и составление схемы и чертежа на основе этих данных. Далее нужно решить, какой тип открывания подходящий – ручной или автоматический.

Место для отката должно быть больше, чем ширина проёма на 40%, так как откатные ворота состоят из полотна и противовеса, длина, которого составляет 40% от полотна.

Итак, для начала необходимо определиться с шириной проема. Это будущее расстояние от столба до столба при полностью открытой ставне. Здесь нужно учитывать габариты всех автомобилей, даже с учетом того, что строиться вы не планируете ближайший десяток лет. Ситуации бывают разные. Рассмотрим ширину КАМАЗа 2,9 метров и его среднестатистическую длину 7,3 метра. Угол въезда грузового транспорта через проемы ворот составляет 45 градусов. Осмотрите территорию около места установки ворот – сможет ли подобный транспорт совершить маневр и заехать в раздвижные ворота под углом 90 градусов? Если нет, то ширина рассчитывается с учетом угла въезда около 45 градусов.

Тут уже следует простая математика: ширину проема следует делать минимум 4,2 метра. Но лучше перестраховаться – ведь бывают случаи, что при маневре автомобиль сносит на снегу или грязи, он может слегка накрениться в какую либо сторону. А это грозит повреждениями конструкции ворот и автомобиля. Поэтому ширина на схеме должна быть чуть больше минимальной отметки – 4,5 метра как минимум, а еще лучше 5.Еще раз повторимся, что это ширина проема откатных ворот, а не самого полотна.

Что касается высоты. Казалось бы – этот параметр рассматривать не стоит, ведь высота листа, такая же, как и у профлиста для забора – 2 метра. Так и есть – это стандартная высота профлистов как для заборов, так и для ворот. Но дело в том, что высота уже установленного забора ровно два метра – листы устанавливаются без зазора и ленты снизу. А профлист откатных ворот приподнимается на 10-15 см. от земли. Происходит это за счет роликовых опор и регулировочных площадок установленных на них. Прибавляется высота  за счет самого профиля каркаса конструкции ворот и направляющей балки, которая устанавливается на лист снизу. Выходит, что к стандартной высоте прибавляется около 25 см. Другими словами, верхний край откатных ворот без автоматики или с автоприводом будет выше забора на 20-25 см.

Естественно, никому не хочется видеть каждый день такие «ступени» между забором и воротами.

Монтирование рамы и облицовочного материала ворот

К несущей балке закрепляется роликовая каретка. Готовая конструкция должна установится на фундамент.
В проем устанавливается приготовленная балка. Между концом балки и столбом нужно оставить просвет около 5-6 сантиметров.
На время монтажа необходимо положить доски, они предотвратят обрушение консоли.
Закрепляется сварочным швом задняя тележка.
Чтобы во время полного открывания полотно не упиралось в концевой ролик, нужно ее расположить на расстоянии двадцать сантиметров от края.
Все площадки кареток обвариваются.
На балке располагается каркас панели, при этом необходимо проконтролировать все оси.
К балке каркас приваривается с двух сторон.
Устанавливается верхний кронштейн

На время сварки ролики нужно снять, предотвратить их расплавление.
Расстояние, которое образовалось между несущей балкой и панелью важно обработать специальным антикоррозийным средством, затем герметиком.
Завершающим этапом являются крепление облицовочного материала. Входные ворота будут смотреться лучше если крепежи выбраны по цвету к облицовке.

Самодельные уличные ворота, выполненные своими руками, могут прослужить долгие годы исправно работая при любых климатических условиях. Система будет функционировать бесперебойно в случае соблюдение всех рекомендаций относительно монтажных работ. Для долговечности нужно выбрать подходящий материал и обработать его специальными растворами, которые защитят конструкцию от негативного воздействия окружающей среды.

Устройство фундамента и закладного элемента

Яма для фундамента должна быть глубиной не меньше полутора метров. Земляные работы нужно делать максимально аккуратно, чтобы не снять лишний слой грунта. Ее ширина должна быть приблизительно 40−60 см. Сделать это можно обычной лопатой или компактным бульдозером.

Из прутьев и швеллера нужно сделать закладной элемент. Между собой детали соединяются посредством сварки. Швеллер нужно для повышения прочности фундамента. Его длина должна составлять около половины ширины обустраиваемого проема. Размер арматуры нужно подбирать такой, чтобы она ушла в грунт ниже глубины промерзания.

Для создания каркаса нужно соединить вертикальные элементы со стальными перемычками. Затем конструкцию нужно спустить в траншею, чтобы залить ее основание. Заранее дно ямы засыпается и утрамбовывается песком. При этом нужно следить за тем, чтобы основание было строго параллельно дороге. Перед тем как заливать основание, нужно убедиться в горизонтальности прутьев. Для этой цели нужно воспользоваться строительным уровнем.

Для устройства фундамента требуется цемент марки не ниже М400. Также не обойтись без песка и щебня. Приготовленную основу необходимо оставить для набора прочности на 4−6 суток. Лишь после этого можно приступать к монтажу откатной конструкции.

Проем для откатных ворот

Требования к кирпичным столбам:

  • они должны быть собраны вертикально;
  • высокая прочность сооружения, чтобы в процессе эксплуатации откатных ворот столбы не шатались, не заваливались;
  • собирают их на фундамент, глубина которого должна быть ниже уровня промерзания грунта в районе строительства.

Проем для откатных ворот в полном комплекте

Фундамент под ворота

Перед тем как сделать откатные ворота самостоятельно, необходимо разобраться, как они будут открываться. В их конструкции будет установлена фурнитура, которая собой представляет ролики, прикрепленные к нижней несущей балке ворот. Они будут перемещаться по рельсу. Последний является основой с высокой несущей способностью.

Чтобы рельс не двигался и не смещался, его бетонируют в грунте. То есть сооружают фундамент. Самый простой и надежный вариант – фундамент ленточный.

Его размеры:

  • длина – половина ширины воротного проема;
  • глубина – 1-1,5 м в зависимости от типа грунта на стройплощадке;
  • ширина 40-50 см.

Копать траншею начинают от одного из столбов, в сторону которого будет производиться откат.

В качестве рельса обычно используют швеллер шириною 10-16 мм. К нему приваривают арматуру диаметром 10-14 мм, из которой формируют армирующий каркас.

Сооружение ленточного фундамента для откатных ворот

Далее проводятся следующие операции:

  • устанавливают швеллер и приваренный к нему армокаркас в траншею так, чтобы его верхняя плоскость находилась на уровне конечной отделки территории дачного участка: тротуарная плитка, асфальт, брусчатка и прочее;
  • швеллер выравнивают строго по горизонтали;
  • рельс должен прижиматься к столбу;
  • при необходимости монтируется опалубка для выступающей над грунтом части фундамента;
  • проводится заливка траншеи бетонным раствором;
  • через неделю опалубка снимается, через другую фундамент можно нагружать.

Готовый фундамент для откатных ворот

Роликовые ворота

Простота и надежность — основные характеристики данной конструкции. Передвижение рельс осуществляется по специальном рельсе, которая монтируется поперек въездной части. Движение осуществляется за счет специального роликового устройства. Если зимы достаточно снежные устанавливать подобные ворота не целесообразно. Это связанно с тем что при засорении рельсы движение полотна ограничивается. В следствии необходимо постоянно проводить чистку территории. Подходит для регионов с теплым климатом. Преимуществом можно назвать экономию места, поскольку при открывании вдоль забора потребуется площадь только на ширину самого полотна без дополнительных конструктивных элементов.

Самая популярная разновидность раздвижных ворот на сегодняшний день. Конструкция не имеет никаких ограничителей сверху и снизу. Консольный тип это улучшенный вариант двух предыдущих, полностью лишенный их недостатков. Конструктивно есть некоторые сложности, которые могут помещать самостоятельному выполнению, но при этом выделяются множество преимуществ. Направляющая балка в данных конструкциях располагается на самом полотне, поэтому заснеженная погода или другие условия не препятствуют открыванию-закрыванию ворот. Основным конструктивным элементом является опорный элемент, который должен выдерживать огромную нагрузку от полотна. Именно на опору и приходится больше всего затрат денежных средств и времени для сооружения.

Подготовительные работы

Начинаем работы с закладки фундамента под столбы-опоры и подвижную секцию откатных ворот. Под столбы делаем глубокую яму с помощью бура и лопаты. Оптимальная глубина закладки столбов в средней полосе 170 сантиметров – чуть ниже уровня промерзания грунта. Первые 20 сантиметров отсыпаем песком, затем добавляем гравий или щебень мелкой фракции. Вертикально устанавливаем опоры, бетонируем их с использованием цемента марки 400 или 500. Бетон готовится в пропорции 1: 2: 4 (цемент, песок, гравий). Воды на прочный бетон всегда требуется небольшое количество, примерно около половины цементной части.

Монтаж швеллера

Переходим к обустройству фундамента для ворот, куда будет установлен закладной элемент – конструкция из арматуры и швеллеров.

Обратите внимание: это очень ответственный этап работы. Максимально близко к той части забора, куда будут откатываться ворота, копаем траншею шириной 40 -50 сантиметров и той же глубины, что для столбов-опор

Длина траншеи составляет примерно половину въездного проема. Работа трудоемкая, но вы в силах справиться с ней самостоятельно

Максимально близко к той части забора, куда будут откатываться ворота, копаем траншею шириной 40 -50 сантиметров и той же глубины, что для столбов-опор. Длина траншеи составляет примерно половину въездного проема. Работа трудоемкая, но вы в силах справиться с ней самостоятельно.

После этого варим из арматуры каркас и устанавливаем его в траншею. Фиксируем сварной каркас так, чтобы он не смещался в процессе бетонирования. Заполняем траншею бетоном примерно на две трети, ждем, когда бетон наберет необходимую твердость.

Затем поперечные швеллеры (три штуки) привариваются к выступающей части арматуры. Они должны быть установлены на 5 сантиметров ниже уровня проезжей части. Далее вся траншея заливается бетоном.

После отвердения бетона переходим к установке основного швеллера и той его части, где будет находиться привод управления ворот. К каркасу фундамента приставляем основной швеллер, выравниваем его так, чтобы при откате ворота не цеплялись за забор. Привариваем к закладному элементу, устанавливаем на него две роликовые каретки. Основание под «бегунки» ворот готово.

Теперь надо облагородить ту часть вашего фундамента, которая осталась неприкрытой швеллером. Защитить его лучше всего с помощью укладки тротуарной плитки или керамогранита. Бетон получит необходимую защиту, и не будет разрушаться.

Монтаж привода ворот

Электропривод для откатных ворот можно закрепить на нижнем швеллере между роликовыми каретками. Для этого привариваем специальное монтажное основание, на котором будет стоять электропривод. Крепим к нему зубчатую рейку, где будут расположены концевые выключатели – лучше поставить не механические, а магнитные выключатели. Они обеспечивают надежную работу автоматики в любую погоду – не подвластны влаге, жаре, морозам.

Тестируем установленный электропривод по приложенной инструкции к нему, устанавливаем фотоэлементы. Они должны быть расположены друг против друга: один элемент подает сигнал – другой принимает его. Подключение фотоэлементов происходит по определенной схеме, которая есть в инструкции к электроприводу.

Для откатных ворот с электроприводом делаем разводку кабеля. В идеале провода должны находиться между столбами-опорами под проезжей частью. Они укладываются в гофрированный защищенный короб, после чего помещаются в пластиковую трубу диаметром около 25 – 30 сантиметров.

Устройство и принцип действия откатных ворот

Основным элементом системы въезда является устройство, на которое приходится большая часть нагрузки. Его конструкция определяет тип откатного механизма. Существует 4 вида откатных механизмов:

Рельсовый

Надежность ворот задают специальные ролики, которые закрепляются в нижней части каркаса створки. Вся масса откатного полотна равномерно распределяется между роликами. Движение створки происходит по направляющей (рельсе), которая монтируется в основание (грунт). Особенностью откатного механизма является отсутствие ограничений по длине и высоте открывающегося полотна. Благодаря равномерному распределению нагрузки ворота можно планировать в виде изогнутой конструкции, состоящей из небольших секций, соединенных между собой.

Консольный

Принцип работы отличается от рельсовых ворот. В данном типе ролики также присутствуют, однако, они закреплены неподвижно. Перемещение створки происходит по роликам без особого усилия в состоянии равновесия. Есть один минус в использовании конструкции – створка должна иметь определенные размеры и вес не должен быть слишком большим. Поэтому, для облицовки нужно брать облегченные материалы.

Подвесной

Отличие модели состоит в способе крепления полотна. Створка подвешивается на верхнюю балку, по которой и происходит перемещение за счет роликов, которые могут устанавливаться, как на самом полотне ворот, так и на верхней балке. Второй вариант больше используются при обустройстве промышленных зон, складов и ангаров. Недостатком такой конструкции является ограничение по высоте, кроме того, верхняя балка должна быть особенно прочной. Откатные ворота работают по принципу шкафа-купе. Плюсом конструкции является то, что верхнюю балку можно спроектировать сразу для нескольких створок, разъезжающихся в разные стороны, или отодвигающихся все вместе в одну сторону. Такой особенности нет у других конструкций ворот.

Консольный подвесного типа

По внешнему виду похожи на подвесные. Используются для небольших территорий с прямым въездом шириной до 4-х метров. Конструкция имеет две крепкие опоры, на которые навешиваются облегченные створки.

Для правильной и надежной работы откатных механизмов следует придерживаться следующих основных требований:

  • соблюдение балансировки открывающегося полотна. Малейший перекос приведет к появлению усилий при открытии и закрытии ворот, а значит, ускорит выход из строя механизма;
  • подбор только качественной фурнитуры: ролики, направляющие, балки, уловители, запоры. В противном случае устройство въезда долго не прослужит.

По ширине проезда откатные системы делятся на 3 типа:

  • до 4,5 метров – применяются легкие сварные конструкции на въездах частных домовладений
  • от 4,5 до 12 метров – требует надежного и крепкого каркаса. Устанавливаются на въезде предприятий и организаций, где не требуется ограничение по высоте
  • свыше 12 метров – используют верхнюю балку с усиленными роликами. Монтируются ворота в арках зданий и сооружений.

Плюсы откатных конструкций:

  • не требуют очистки въезда от выпавшего снега;
  • большинство видов ворот не нуждаются в ограничении по высоте;
  • высокая устойчивость к ветровому подпору;
  • трудно взламываются.

Минусы:

  • необходимо дополнительное (свободное) место для отката полотна;
  • в некоторых конструкциях требуется надежный фундамент для столбов.

Комплектующие для раздвижных ворот своими руками

Важно предварительно подготовить также комплектующие, который гарантируют качественную бесперебойную работу в любое время года:

  • тележки несущие, роликовые каретки;
  • ограничитель (верхний и нижний) уменьшит качание полотна при ветреной погоде;
  • балка несущая, толщина которой напрямую зависит от тяжести ворот;
  • ролик концевой обеспечивает тихую работу, также способствует снижению тяжести ворот в открытом виде;
  • плата, удерживающая полотно при открывании от раскачивания.

Для большего удобства использования сегодня ворота любого типа могут быть оборудованы автоматикой. В таком случае дополнительно потребуется приобрести:

  • Рейка зубчатого типа, предпочтительнее из нержавеющей стали. Если изделия более пяти метров, рейка стоит выбирать толщиной от 9 мм.
  • Редуктор.
  • Пульт дистанционного управления.
  • Основание для монтажа.
  • Лампа сигнальная.

Выбирая автоматику стоит отдавать предпочтение немецким и итальянским производителям. Именно они характеризуются высоким качеством, надежностью, высокой производительностью. Модели известных производителей проверены временем и могут использоваться в любых климатических условиях.

Инструменты и материалы для раздвижных уличных ворот

Перед началом выполнения работы важно продумать о наличии всего необходимого инструмента и материалов. Нехватка какого-то элемента приводит зачастую к остановкам работы, что в свою очередь продлевает конечную дату завершения монтажа

Для избежание подобной ситуации следует продумать порядок выполнения работы и какой инструмент при этом будет использоваться. Сооружая конструкцию раздвижных типов чаще всего задействуют такие инструменты:

  • электроды, диаметр подойдет от 2,5 до 3,5 мм;
  • сварочный аппарат, инвенторный или обычный не имеет значения, главное, чтобы оно было рассчитано на напряжении больше 1000 Вт;
  • диски для болгарки, зачищать метал, осуществлять резку;
  • болгарка, альтернативой является отрезная машина;
  • бетономешалка;
  • компрессор, который будет использоваться для окрашивания (покраска может выполняться вручную, используя валик, кисточку);
  • молоток;
  • гидроуровень, при наличии дополнительно рекомендуется использование лазерных моделей;
  • рулетка, уголок;
  • шуруповерт.

Дорогостоящие инструменты предоставляются в специализированных магазинах в аренду, покупать их совершенно не обязательно. После подготовки инструмента, стоит начать подготовку материалов. Во время сооружения откатных ворот используется:

  • облицовочный материал — профильный лист;
  • труба профильная подходящего сечения — будущее каркас и перемычки;
  • герметики, грунтовочный материал, ЛКМ;
  • консольные комплектующие;
  • швеллер, арматура;
  • крепежные элементы.

Наличие всего инструмента, а также материала гарантирует беспрерывную работу и качественный конечный результат.

Расчет фундамента для раздвижных ворот

Провести расчет основания достаточно просто, особых навыков не потребуется. Фундамент по длине будет равняется половине длины самого пролета. При расстоянии 4 метра, основания необходимо сформировать около двух метров, шириной 50 сантиметров. Глубина делается ниже уровня промерзания грунта, это предотвратит сезонные воздействия грунта на бетонное основание.

При рытье котлована нужно прокопать на 10-15 сантиметров глубже запланированного. Это потребуется для формирования гравийно-песчаной подушки

Фундамент важно армировать, используя арматуру размером 10-12 мм. К верхней части каркаса приваривается швеллер

Он является «нулевым» уровнем. Альтернативой бетонного основания является винтовая металлическая свая, их потребуется несколько штук. К ним будет приваривается швеллер.

Необходимые материалы и инструменты

Комплектующие, которые понадобятся при создании проезда, без труда можно приобрести в строительном магазине. Комплекты условно разделяют на три группы в зависимости от размера проема и массы полотна:

  • 4-х метровый проезд с воротами до 400 кг
  • от 4 до 6 метров шириной и до 600 кг вес полотна
  • свыше 6-ти метров и массой более 600 кг.

В набор входят:

  • направляющая рельса;
  • ролик опорный и концевой;
  • платформа поддерживающая;
  • скобы и заглушки;
  • улавливатели для верха и низа.

Рельс (швеллер) обеспечивает конструкции отличную жесткость и не деформируется при внешнем воздействии (сильный ветер или случайный удар). Кроме слесарного инструмента необходимо подготовить оборудование и приспособления для других видов работ: сварочный аппарат, болгарка, шлифмашинка с набором кругов, шуруповерт и уровень.

При создании ворот с деревянной обшивкой необходимо запастись инструментарием для обработки древесины.

Установка раздвижных ворот

Вначале потребуется нарисовать эскиз и составить схему или чертеж с размерами будущей конструкции. Также нужно рассчитать материалы.

Схема для изготовления

От расчета материалов конструкции зависит следующее:

  • сколько будет весить откатная конструкция;
  • процесс монтажа;
  • выбор комплектующих;
  • длина и вес противовеса;
  • парусность откатной панели.

Заливка фундамента под откатную створку

Фундамент требуется под закладную, куда фиксируются ведущие ролики. Для этого лучше всего организовать железобетонное основание. Причем основание делается по-разному:

  1. Один фундамент – заливается под закладную.
  2. Общий фундамент – под закладную и под несущие опоры.

Чертеж с размерами каркаса

Последний вариант считается лучше. При этом связываются две несущие опоры, которые будут постоянно расположены параллельно относительно друг друга, смещаясь в одной связке.

Несущие опоры откатной конструкции

Они крепятся до заливки основания. В случае с раздвижными системами они несут только ветровую нагрузку. Для раздвижных систем достаточно установить профтрубу сечением 80х80 мм.

Ширина и высота

Сборка каркаса по размерам

Каркас откатной конструкции лучше сделать металлическим. Рама собирается из профтруб по чертежу или схеме с размерами. В качестве силовой рамы устанавливаются профтрубы большего сечения, 55х55 мм, поперечные планки делаются из профтруб 35х35 мм.

Загородный дом

К каркасу необходимо закрепить зубчатую планку соответствующего размера, которая стандартно должна идти в комплекте. Нужно проверить данный факт при покупке, чтобы затем можно было поставить автоматическую систему. Иначе после рейку будет неудобно крепить к низу створки.

Размер зубчатой планки делается больше одного метра проема. Этот метр требуется для противовеса, чтобы все время быть в связке с вращающимся валом привода.

Если требуется монтаж калитки, то она делается с той стороны створки, которая ближе к несущим роликам. Если делать входную дверь на дальнем конце створки, то так нарушается баланс развесовки.

Около дома

Откатные ворота стоят относительно недорого, причем по своей практичности и простой схеме конструкции могут дать фору распашным въездным воротам или подъемным воротам в гараже. При соблюдении технологии монтажа эти конструкции практически не деформируются и не заклинивают.

Сборка каркаса створки

Чтобы упростить работу, следует подготовить схему каркаса заранее. Это облегчит сборку ворот.

Каркас ворот собирается на ровной, просторной поверхности. Сваривается каркас, начиная с нижних элементов, в шахматном порядке для исключения перегрева металлических труб. После сваривания основного несущего каркаса к нему приваривают вертикальные элементы, верхнюю поперечную и откосную трубы. Для монтажа профнастила к основанию конструкции привариваются заполняющие элементы – благодаря им полотно будет более жестким и устойчивым. После остывания готовую конструкцию необходимо покрыть алкидной краской (из пульверизатора).

После высыхания можно приступать к обшиванию ворот профнастилом. Если речь идет о художественной ковке или о стальных листах, то их приваривают на этапе сборки каркаса, и потом все вместе окрашивают.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий