Материалы для строительства
Основная составляющая ворот – металлическое полотно. Количество его зависит от высоты забора и размера въезда. Для строительства понадобятся следующие комплектующие:
- Рельс направляющий. Представляет собой железную балку толщиной от 3 мм и длиной от шести метров.
- Заглушки и ограничители, для защиты от грязи, мусора, снега и т.д.
- Каретки с роликами – благодаря им металлическое полотно будет плавно перемещаться по рельсу.
- Концевые ролики с ловушками необходимы для предотвращения выпадения полотна и будут ограничивать его скольжение.
Количество комплектующих строго индивидуально. Рассчитывать его, как и количество полотна, придется самостоятельно, исходя из размера ваших ворот.
Примерно сориентироваться в том, сколько комплектующих понадобится, поможет следующий алгоритм:
- Длина полотна не превышает 5 метров – закупается фурнитура, способная выдержать до 600 кг нагрузки.
- Длина полотна не превышает 6 метров – закупается фурнитура, способная выдержать до 700 кг, и т.д.
Помимо комплектации необходимо подготовить инструменты для строительства, и все материалы для фундамента.
Выбор комплектующих
Эффективная эксплуатация подвижной секции невозможна без набора фурнитуры, куда входят: направляющая балка (рельс), консольные блоки (роликовые каретки/опоры), накатной или концевой ролик, заглушки. Когда выбираются комплектующие, нужно учитывать общий вес полотна раздвижных ворот
Принимается во внимание и материал, из которого изготовлены детали
Видео ролик:Немного о комплектующих и их назначении
Роликовые каретки
При монтаже задействуют два данных элемента. Они располагаются на основе – площадке, которая крепится к закладной детали фундамента методом сварки. Сами каретки монтируют с помощью резьбового соединения. Сверху на них устанавливают направляющий блок вместе с полотном подвижной створки. Роликовые каретки представляют собой закрытую систему, которая нуждается в смазочных материалах.
Именно ролики воспринимают на себя всю нагрузку от подвижной секции
Поэтому так важно определить сначала общий вес раздвижных ворот, оснащенных электроприводом
Направляющий рельс
Главный критерий – размеры. Чем больше проем в ограждении, тем длиннее должен быть направляющий рельс. Рекомендуемая протяженность – 1,5 ширины проезда. Если места на участке сбоку от проема, куда смещаются раздвижные ворота, недостаточно, можно взять балку длиной 1,3 ширины проезда.
Проверьте толщину профиля, многие экономят на материалах, предлагая слишком тонкий и хрупкий вариант, не отличающийся долговечностью.
Накатной ролик
Его устанавливают на торце направляющего блока. Данный элемент при закрытии подвижной створки должен зафиксироваться в нижнем уловителе, который в свою очередь располагается на ответном столбе забора (опора, противоположная той, где закреплен механизм управления).
Ролик, имеющий латунную втулку, снижает коэффициент трения и позволяет защитить конструкцию от ржавчины на какое-то время.
Накатной ролик принимает на себя часть нагрузки, оказываемой подвижной створкой. Соответственно, его изготавливают из металла. Еще одна функция – защита несущей балки от загрязнений.
Заглушки
Чаще всего изготавливаются из резины. С их помощью несущая балка защищается от проникновения осадков: снега, влаги, а также загрязнений. Если не использовать эти комплектующие, несущая балка выйдет из строя раньше времени. Также заглушки изготавливают с возможностью демонтажа для выполнения обслуживания подвижной створки.
Чертежи, схемы, эскизы и конструкция откатных ворот
Виды откатных ворот
Тип ворот оказывает непосредственное влияние на характеристики опор, используемых в процессе выполнения монтажа. При этом внешний вид ворот, если судить по фото, существенно отличается в зависимости от того, к какому виду они относятся. Для каждого конкретного вида изготавливается свой каркас, к которому затем крепится полотно ворот.
Консольные ворота
Место расположения опор предъявляет определенные требования к конфигурации каркаса и порядку выполнения монтажа. Прежде чем отдать предпочтение конкретному варианту, следует поискать фото возможного исполнения каркаса ворот и его последующей отделки.
Подвесные ворота
Ворота могут быть:
- Консольными. Они комплектуются четырьмя парами колес, прикрепленными к металлической каретке и закладной фундаменте. Для крепления колесных опор используется верхняя боковая часть каркаса ворот. На фото видно, что перемещение происходит по специальной направляющей балки, жестко прикрепленной к столбам ограждения. Направляющая балка может располагаться не только посередине или вверху, но и внизу ворот;
- Подвесными. Роликовая система таких откатных ворот с таким каркасом устанавливается в верхнюю направляющую балку. Схема их установки предполагает, что несколько пар роликов располагаются по центру и с краю каркаса. К устанавливаемому полотну приваривается рельс;
- С нижним рельсом. Вариант, подходящий для установки широких створок. При помощи двух блоков каретки, соединенных с нижней направляющей, обеспечивается стабильная работа откатных ворот. По своему конструктивному исполнению ролики для откатных ворот с нижним рельсом напоминают железнодорожные колеса. У их обода радиус с внешней стороны делается меньше радиуса внутренней части.
Ролик для ворот с нижним рельсом
Последний вариант, достаточно посмотреть фото, имеет существенный недостаток. У таких ворот рельс может постоянно забиваться грязью, листьями и другим мусором. Это может вызвать серьезные проблемы в процессе эксплуатации. Даже если на фото такие ворота выглядят достаточно красиво, стоит хорошенько подумать, прежде чем отдать им предпочтение
Ворота с нижним рельсом
Автоматика от разных производителей
Рекомендации
Чтобы получить надежные и долговечные откатные ворота, следует руководиться несколькими простыми правилами:
- Покупайте механизмы, которые оптимизированы друг к другу по всем параметрам.
- Отдавайте предпочтение только продукции известных производителей, так как это является залогом долговечной работы.
- Установка ворот и автоматики должна осуществляться только опытными специалистами. Желательно доверять это представителям магазина, где вы приобретали товар.
Выбор комплектующих для откатных ворот – это сложная операция, которую лучше осуществлять после консультации с опытным установщиком. Он сможет проанализировать все недостатки выбранной модели и подобрать оптимальный вариант.
Обзор фурнитуры для откатных ворот смотрите в следующем видео.
Особенности проектирования конструкции
Главным этапом проектирования откатных ворот является правильное определение размеров и составление схемы и чертежа на основе этих данных. Далее нужно решить, какой тип открывания подходящий – ручной или автоматический.
Место для отката должно быть больше, чем ширина проёма на 40%, так как откатные ворота состоят из полотна и противовеса, длина, которого составляет 40% от полотна.
Итак, для начала необходимо определиться с шириной проема. Это будущее расстояние от столба до столба при полностью открытой ставне. Здесь нужно учитывать габариты всех автомобилей, даже с учетом того, что строиться вы не планируете ближайший десяток лет. Ситуации бывают разные. Рассмотрим ширину КАМАЗа 2,9 метров и его среднестатистическую длину 7,3 метра. Угол въезда грузового транспорта через проемы ворот составляет 45 градусов. Осмотрите территорию около места установки ворот – сможет ли подобный транспорт совершить маневр и заехать в раздвижные ворота под углом 90 градусов? Если нет, то ширина рассчитывается с учетом угла въезда около 45 градусов.
Тут уже следует простая математика: ширину проема следует делать минимум 4,2 метра. Но лучше перестраховаться – ведь бывают случаи, что при маневре автомобиль сносит на снегу или грязи, он может слегка накрениться в какую либо сторону. А это грозит повреждениями конструкции ворот и автомобиля. Поэтому ширина на схеме должна быть чуть больше минимальной отметки – 4,5 метра как минимум, а еще лучше 5.Еще раз повторимся, что это ширина проема откатных ворот, а не самого полотна.
Что касается высоты. Казалось бы – этот параметр рассматривать не стоит, ведь высота листа, такая же, как и у профлиста для забора – 2 метра. Так и есть – это стандартная высота профлистов как для заборов, так и для ворот. Но дело в том, что высота уже установленного забора ровно два метра – листы устанавливаются без зазора и ленты снизу. А профлист откатных ворот приподнимается на 10-15 см. от земли. Происходит это за счет роликовых опор и регулировочных площадок установленных на них. Прибавляется высота за счет самого профиля каркаса конструкции ворот и направляющей балки, которая устанавливается на лист снизу. Выходит, что к стандартной высоте прибавляется около 25 см. Другими словами, верхний край откатных ворот без автоматики или с автоприводом будет выше забора на 20-25 см.
Естественно, никому не хочется видеть каждый день такие «ступени» между забором и воротами.
Устройство откатных ворот
Откатные ворота могут быть двух видов – роликовые и рельсовые. Первый тип конструкции подразумевает использование роликовых опор и довольно прост в изготовлении. Рельсовые ворота на сегодняшний день считаются устаревшими и используются редко.
Откатные ворота могут использоваться как для приватных так и для общественных участков
В интернете можно найти большое количество статей о том, как сделать своими руками откатные ворота. Для этого понадобятся минимальные навыки в сфере строительства, некоторое количество специализированных инструментов и терпение. Для начала нужно знать, что любые роликовые откатные ворота состоят из следующих элементов:
- опора или тележка – на две опоры устанавливается консольная часть;
- направляющая балка – принимает на себя нагрузку веса ворот;
- нижний ловитель – принимает нагрузку опорного ролика при закрытых воротах;
- верхний ловитель – снижает уровень парусности конструкции;
- съемный ролик – является опорой для края ворот в то время, когда они закрыты;
- верхний фиксатор или кронштейн – не дает створке уходить вбок;
- подставка – основа для опор, по которым двигаются створки.
План конструкции раздвижных ворот
Начинать установку ворот нужно с возведения фундамента, который будет принимать на себя основную нагрузку конструкции. Сверху на нее устанавливаются опоры, по которым перемещается направляющая балка, последняя приваривается непосредственно к створкам.
Откатные ворота могут приводиться в движение вручную или при помощи электродвигателя. Оба типа конструкции подразумевают одинаковую схему монтажа.
Схема монтажа откатных ворот
Как выбрать ролики для откатных ворот и другие комплектующие
На современном рынке существует огромное количество запчастей, из которых можно собрать сдвижные ворота своими руками. Основные критерии выбора – это ширина проема, высота створок и общий вес конструкции. Также подобрать комплектующие детали можно с помощью специальных программ на сайтах компаний-производителей.
Правильный выбор хороших комплектующих обеспечит надежность конструкции
Особое внимание стоит уделить воротам, ширина проема которых превышает 5 м. В этом случае нагрузка будет больше, чем 600 кг, а для этого нужен особый набор комплектующих для повышенных нагрузок
Если вы решили собрать по видео откатные ворота своими руками, то вам нужны качественные комплектующие
Сначала по чертежам, фото и видео откатных ворот со средней балкой своими руками необходимо рассчитать максимальную нагрузку и другие параметры, а потом подирать наборы запчастей от нужного вам производителя. Ниже вы можете ознакомиться с параметрами наборов для монтажа разных фирм:
Если вы решили собрать по видео откатные ворота своими руками, то вам нужны качественные комплектующие. Сначала по чертежам, фото и видео откатных ворот со средней балкой своими руками необходимо рассчитать максимальную нагрузку и другие параметры, а потом подирать наборы запчастей от нужного вам производителя. Ниже вы можете ознакомиться с параметрами наборов для монтажа разных фирм:
Производитель | Вес створки, кг | Ширина проема, м | Длина балки, м |
Ролтэк МИКРО | до 350 | до 3 | 4.5 |
Alutech | до 450 | до 4 | 6 |
Ролтэк ЭКО | до 500 | до 4 | 6 |
Материалы для изготовления ворот своими руками
Схема откатных ворот : 1 – Направляющая балка, 2 – Опора роликовая (тележка), 3 – Ролик концевой съёмный, 4 – Ловитель нижний, 5 – Ловитель верхний, 6 – Верхний фиксатор с роликами (кронштейн), 7 – Подставка.
С оборудованием для создания откатных ворот определились, теперь посчитаем, во сколько обойдутся откатные ворота (сдвижные/въездные). Как и любому строителю, нужна смета, т. е. стоимость материалов для изготовления ворот.
Берем материалы для обычных откатных ворот с проемом 4 м. Их можно свободно купить на металлобазе, рынке или в гипермаркете. Разумеется, все нижеописанные материалы можно заменить на иные, которые вам будут больше нравиться и казаться более целесообразными, надежными, дешевыми и т.д.
Для изготовления бетона для укрепления «закладной откатных ворот» нам понадобятся:
- 3 ведра щебня;
- 3 ведра песка;
- 1 ведро цемента.
«Закладная» – это швеллер с шириной 20 см и длиной в половину от ширины самих ворот. Прямо на нем будут крепиться роликовые каретки. На швеллер приваривают арматуру длиной до 1 метра. Нужно 12-18 м арматуры.
Для создания полотна (высота – 2 м, ширина – 4 м) с односторонней зашивкой профнастилом понадобятся такие материалы:
- профнастил – 10 кв. м;
- труба 40*20 – 20 м;
- труба 60*30 – 20 м;
- труба 60*60 – 5 м;
- траска – 1 банка;
- электроды – 1 уп.;
- грунтовка и растворитель – 1 банка;
- заклепки (или саморезы) – 150-200 шт.;
- круги – 3-4 шт.
2 этап – расчет откатных ворот из профнастила
Для нормального функционирования откатных ворот, нужно правильно рассчитать параметры их основных элементов:
Вес ворот
Масса откатных ворот оказывает прямое влияние на все несущие элементы. Общая масса состоит из веса каркаса, противовеса (хвостовика), веса обшивки, веса декоративных элементов. Если планируется изготовление ворот из профнастила с внутренней калиткой, учитывается вес каркаса и материала калитки. Вес замков и автоматики хоть и не столь существенен, но ими в расчетах также не стоит пренебрегать.
Снизить вес воротной створки можно путем обустройства двух створок. Т.е. вместо откатных, сделать раздвижные ворота.
Для примера, вес 4-х метровых ворот, сваренных из трубы сечением 60х20, обшитых профнастилом с одной стороны составляет около 200 кг.
Длина консоли (направляющей рельсы или балки)
Длина определяется шириной проема плюс ½ длины противовеса (хвостовика). Уменьшать этот параметр не рекомендуется, т.к. быстро износится механизм отката. При ширине ворот в 4 000 мм. длина консоли составит 6 000 мм. Таким образом, сторона забора, на которую будет заходить полотно ворот должна быть длиннее 6 000 мм.
Если забор короче, следует делать две створки ворот с двумя противовесами и комплектами автоматики. Это увеличивает стоимость откатных ворот, но позволит «поместиться» в заданные размеры (длину забора рядом с воротами). В противном случае нужно устанавливать распашные ворота из профнастила.
Противовес в ¼ от ширины ворот возможен только при использовании роликовых направляющих консоли.
Совет. Если въезд во двор расположен на узкой улице целесообразно делать проем и ворота шире, чтобы обеспечить свободное место для маневра.
Влияние веса откатных ворот на параметры направляющей рельсы (консоли)
Масса створки ворот, кг. | Сечение направляющей рельсы, мм. | Толщина стали, мм. |
---|---|---|
До 300 | 60х70 | 3,5 |
300-700 | 85х95 | 5 |
800 и более | 170х180 | 12 |
Сечение балки (рельсы) для откатных ворот
Фурнитура
Чем тяжелее ворота – тем прочнее нужно приобретать фурнитуру. Это позволит избежать ее деформации и перекоса ворот в процессе эксплуатации.
Автоматика
Чем массивнее полотно створки, тем мощнее нужно брать автоматику. В свою очередь, автоматика для откатных ворот выбирается с учетом запаса по мощности. Поэтому покупая нужно прибавить к весу ворот 100 кг.
Влияние веса откатных ворот на параметры электропривода (мощность)
Масса створки ворот, кг. | Мощность электропривода, Ватт |
---|---|
До 300 | 250 |
300-700 | 350 |
800 и более | 500 |
Производим правильный подбор
Чтобы сделать правильный выбор, и в итоге получить качественный вновь купленный продукт, вам необходимо обратить внимание на такие показатели, как:
- Мощность.
- Вспомогательные функции.
- Цена и соответствующее ей качество.
- Внешний вид.
Видео:Основные параметры выбора, советы
Показатели мощности и работоспособности
Мощность будет иметь ключевое значение и от неё будут зависеть абсолютно все показатели работоспособности. Чем выше масса конструкции, которую необходимо двигать, чем больше размер, лучше или хуже качество фурнитуры, погодные условия и прочее.
Для ворот массой 400-600 кг оптимален привод на 800 кг. А для тяжелых ворот до 1100 кг подойдет модель CAME BK 1200, для легких 300 кг — Doorhan Sliding 300.
Также чем большую номинальную мощность будет иметь мотор, тем больше электричества ему необходимо будет потреблять для работы. Если купить автоматику, существенно большей мощности чем вам нужно, тем большее количество лишних затрат вы будете впустую затрачивать при запуске систем. Так что подбирайте её максимально точно и лишь с небольшим запасом.
Дополнительные функции
Для особых условий, когда есть риск что для работы системы потребуются вспомогательные функции, лучше сразу это предвидеть и продумать заранее. То есть, если есть риск что фурнитуру обледенеет, то покупайте мотор с функцией усиления, тогда он сможет без труда протянуть обледеневшее колесо.
Функция автоматического закрытия: удобная функция, ворота закроются по истечении установленного времени даже если вы забыли нажать кнопку.
Если вам нужна чтобы ворота очень быстро открывались, тогда необходимо покупать автоматику с функциями ускорения работы. Для более широких ворот, потребуются механизмы, которые модифицированы под работу с длинными ограждениями.
Соотношение цены и качества
Цена и качество должны всегда быть в неразрывной связке. Если вы видите откровенно плохой и разболтанный механизм и при этом его цена очень завышенная, тогда от такой покупки необходимо обязательно отказаться.
Китайские автоматика в целом могут так же достаточно надежно работать, как и итальянские. Выбор только в соотношении цена/качество.
Соотношение цены и качества должны быть всегда неразрывными и соответствовать всем разумным границам. Даже если вы не имеете проблем с денежными средствами, то всё равно не стоит бросаться на самое дорогое
Вам необходимо всегда обращать внимание в первую очередь на качество сборки, работоспособность и соответствие вашим потребностям
Внешний вид конструкции
В самую последнюю очередь необходимо подбирать внешний вид. Он должен подходить по цвету и материалу к вашему дизайну ограждения, ландшафта и самого дома. Неуместно использовать яркий окрас, когда в оформлении преимущественно преобладают тусклые тона.
Итак, чтобы автоматика для откатных ворот вам подошла максимально чётко, и вы потратили не малые деньги с наибольшей продуктивностью, опирайтесь на такие критерии, как мощность устройства, условия при которых оно должно работать и интенсивность применения системы.
Специалисты рекомендуют подбирать все вышеперечисленные критерии максимально точно, лишь мощность можно выбирать немного с запасом чтобы её было точно достаточно.
Видео:Полезные советы специалиста
Что такое роликовая система откатных ворот
Откатные ворота — это створка, которая перемещается по верхним или нижним направляющим. Она может быть поставлена или подвешена на несущей системе, иногда используют сразу оба варианта (если створка тяжелая и надо обеспечить максимальную прочность). Для ее перемещения нужны специальные подвижные опоры — роликовые каретки. Они могут быть использованы как опорные или подвесные элементы, но общая конструкция этого узла в любом случае одинакова.
Поскольку нагрузка на ролики достаточно велика, существуют специальные требования к их рабочим качествам:
- компактность, отсутствие принципиального изменения размеров створки;
- износоустойчивость. Ролики должны обладать максимальной долговечностью;
- установка каретки должна быть произведена так, чтобы имелся хороший доступ для обслуживания, ремонта или замены;
- бесшумность перемещения. Это самый важный момент, так как ворота практически полностью создаются из металлических деталей и перемещаются по металлическим направляющим. Лишний грохот здесь недопустим.
Механизм откатных ворот состоит из комплекта деталей, которые в сборке обеспечивают плавное перемещение, а также надежную безударную фиксацию в конце движения
Еще одним условием хорошей работоспособности каретки является возможность плавной и безударной остановки в конце движения. Это требование условно, так как остановка возможна только при жестком контакте с упором, при котором одновременно задействуется концевой выключатель. Однако всегда есть возможность максимально смягчить контакт — пружинный или эластичный демпфер, мягкие накладки на самих роликах и т. п.
Безотказная работа откатных ворот, плавное и бесшумное движение, безударная остановка в конце движения – все это, в первую очередь, обеспечивают ролики, точнее роликовая система
На заметку! Все эти требования должны быть выполнены в полной мере. Даже один пункт, не реализованный в конструкции роликовой каретки, значительно ухудшает качество перемещения створки и всех ворот в целом.
Конструкция роликовой каретки
С точки зрения конструкции, роликовая каретка представляет собой комплект металлических колес, установленных на линейной опоре. Обычно на консоли устанавливают по 8 роликов — их прикрепляют попарно на вертикальную пластину, а вращение передается через подшипники закрытого типа. Несущая консоль прикреплена к монтажной площадке с помощью одного центрального шарнирного элемента. Это позволяет роликам плавно изменять положение при возникновении небольших деформаций направляющих.
Для небольших створок используются каретки с одним роликом — при сравнительно небольшой нагрузке этого вполне достаточно. Однако, если створка большая или подвешена на верхней направляющей балке, требуется сборка из нескольких роликов.
Сергей Свистунов
Строитель со стажем, редактор информационного портала Zaborchik.com
Это позволит равномерно распределить вес створки на несколько элементов и уменьшить их износ. В процессе перемещения створки с направляющими должно контактировать не менее 6 роликов. Это позволит распределить нагрузку и продлить срок службы каждой детали.
— Сергей Свистунов Строитель со стажем, редактор информационного портала Zaborchik.com
Большинство конструкций состоит из следующих элементов:
- направляющие элементы;
- ограничительные ролики и ловители, установленные в конечных точках движения створки. Ролики обеспечивают мягкое вхождение, а ловители останавливают створку без излишней жесткости и расшатывания несущих конструкций;
- улавливающие порталы, установленные в верхней и нижней частях стоек. Они принимают на себя часть веса створки;
- резиновая заглушка направляющей. Она обеспечивает защиту от грязи и мелкого мусора, предотвращая схождение роликов с рельсы;
- сами ролики, работающие на принципе тележки (или, точнее, как роликовые коньки);
- каретки, несущие ролики. Они устанавливаются на верхней или нижней поверхностях створки и обеспечивают передачу нагрузки на несущие элементы.
Монтаж откатных ворот
Не все конструкции роликовых систем имеют полный набор перечисленных элементов. Есть более простые, используемые на небольших и невысоких воротах. Однако большинство деталей так или иначе используются в конструкции, поскольку они обеспечивают остановку и поддержку створки в процессе передвижения.
Какой комплект выбрать?
От того, насколько правильным будет выбор комплекта, зависит стабильность и долговечность работы системы. Именно поэтому изначально предпочтение должно отдаваться качественным кареткам, способным обеспечить легкое, плавное и бесшумное движение створки с конкретным весом и габаритами. Для этого приобретаемый комплект должен отвечать ряду требований.
Пример комплекта
Критерии выбора
При выборе можно руководствоваться следующими критериями:
- В каком месте должна устанавливаться роликовая тележка?
- Из какого материала (металла или пластика) изготовлены колеса?
- Как сильно упрочнен материал в процессе производства колес?
- Какие подшипники установлены в опорах?
- Кто изготовил конкретную модель?
- Какова стоимость изделия?
Ценовой фактор следует рассматривать в последнюю очередь, обращая внимание на прочностные характеристики выбираемого изделия
Итальянский набор
Требования, предъявляемые к прочности конструкции, в основном будут зависеть от:
- Общего веса монтируемой конструкции;
- Габаритов проема, определяемых видом транспорта, который может заезжать на огороженную территорию;
- Высоты установленных створок.
Пластиковое колесо
Материал, из которого изготавливаются колеса, оказывает непосредственное влияние на максимальный вес ворот. Так, если для их изготовления используется полимер или металл, подвергнутый упрочнению, наибольшая масса створок может достигать 1,2 т.
В процессе выбора следует обратить внимание на стойкость используемого материала к внешним воздействиям. Он не должен бояться атмосферных осадков, выдерживать температурные колебания без утраты основных эксплуатационных характеристик. Металлические элементы должны быть подвергнуты антикоррозионной обработке
Металлические элементы должны быть подвергнуты антикоррозионной обработке.
Колеса, подвергнутые антикоррозионной обработке
Размеры поперечного сечения устанавливаемых деталей должны быть оптимальным. Чрезмерное увеличение параметров вызовет удорожание монтируемой конструкции. Недостаток приведет к тому, что эксплуатация ворот станет небезопасной, а срок службы – не продолжительным. При расчете размеров следует ориентироваться на схему нагружения и схему расположения опор.